СПАРТАК! ПРАВЫЙ ГАЛС! (черновик книги Олега Голобородько)
ХУД. ОФОРМЛЕНИЕ.(Тексты к слайдам)
1.Аэрофотосъемка.Картинку максимально увеличить. Раскрасить.
Сопроводительный текст:1947год.Яхт-клубу «Спартак» 10 лет.
Аэрофотосъемка Хлебниковского затона.Хорошо просматриваются:- мост, по которому была открыта ( 1903 г.) железная дорога Москва-Дмитров.
- территория яхт-клуба «Спартак».Боны.
-справа ,( самая крайняя)- «Береза». Чуть выше, дом Н.В.Саулова. Здесь «малая Родина» нашего «Спартака».
- там же у берега видны несколько суденышек я/к «Химик.»
А летом 1937 года ,сюда первыми причалили: «Трильби», «Дельфин», «Маир» и три швертбота – весь тогдашний спартаковский «флот».
- противоположные берега безлесы, и свободны от строений: судоремонтного завода, яхт/клуба т.п.
2.Картины А.Судца.«Раскрасить».
Техника письма должна напоминать технику сухой иглы.
Колер –Цвет «Морилки».
3. Два вертикально сомещенных слайда. («Встретимся у березы»).
Верхний – Лето 1937 года.
Нижний- Лето 2003 года.
По вертикали прочерчена линия, которая проходит по центру «Березы» 1937 и 2003 годов – «Ось времени».
Верхний слайд. Текст.Лето 1937ггода.Деревня Щапово.На берегу две яхты. «Майир и «Дельфин» («Бобик»). Дорога к дому Н.В.Саулова, в котором парусная секция арендовала комнату с террасой для раздевалки,хранения парусов и рангоута.
Нижний слайд. Текст.Лето 2003г. Вид на «Березу» и яхт/клуб «Химик» в наши дни.
4.Два вертикально совмещенных слайда. («Морская практика в Бухте Тайн»).
Вертикальная линия («Ось времени»)соединяет детскую горку на пляже в 1967 и 2003 годах. На этом месте находились «Останки» сгоревшей яхты «Р – 3», и сюда же выбросило «Практику».
Верхний слайд. Текст.Очевидец гибели яхты «Р –3» Шатохин Н.В.
В 1967 году он работал начальником лодочной станции Пансионата.
Хорошо видна детская горка.
Нижний слайд.Текст.Вид на пляж и детскую горку в наши дни(2003г).
ОЛЕГ ГОЛОБОРОДЬКО
СЫН АНДРЕЯ.
СПАРТАК! ПРАВЫЙ ГАЛС!
"СПАРТАК" не сдавался
"СПАРТАК" не сдается
нигде,
никому,
никогда!
(Гимн яхтсменов"Спартака") 70-летию яхт-клуба "Спартак" и подрастающему поколению посвящаю.
Автор.2007г.
Гимн яхтсменов "Спартака"
Пусть песня летит на просторе
И парус несёт нас вперед
Мы вышли в Столичное море
Спартаковцы - дружный народ!
Упрямо волну рассекая,
Стремимся мы только вперёд,
Ни ветер, ни шквал не пугают
Спартаковский смелый народ!
И рвёт паруса наши ветер,
Кипит за кормою вода,
С почетом «Спартак» победителей встретит,
Так было!
Так будет!
ВСЕГДА!!!
В регате всегда побеждаем,
Оставив других за кормой.
За румпелем сидя, спартаковец знает,
С призами вернётся домой!
Вперёд наша яхта несётся,
И ласково плещет вода.
"СПАРТАК" не сдавался!
"СПАРТАК" не сдаётся!
НИГДЕ!
НИКОМУ!
НИКОГДА! (1957г.)
ПРОЛОГ
...Тум-бум... Тум-бум... Тум-бум...
Издалека, приглушенно, над водой разносились звуки тамтама. В клубке сонных мозгов мелькали какие-то осязаемые самостоятельные отрывки. "...Тамтамы? ...Ну, конечно же, Тамтамы... Ведь Волга течет в Африке... Впадает в Индийский океан..." «Пошли картинки...»
...Туземцы... Девушки... Костры... Стройные смуглые тела покачиваются в танце... "А барабаны возвещают о нашем приближении..."
...Тум-бум... Тум-бум... Тум-бум...
Саня с трудом разлепил склеенные дремой глаза. Зыркнул. И снова провалился в вязкую тёплую тину своих сновидений.
...Тум-бум... Тум-бум... Тум-бум... Звуки нарастали. "...Да! У них там приличная иллюминация... фонарики... разноцветные... Красиво!"
...Тум-бум... Тум-бум... Тум-бум...
"...Ё ... мое!!! Что за чушь? Где Волга, а где Африка?! Идиот! Ка-а-кие туземцы?!"
Промытый потоком адреналина мозг распахнутыми зрачками вмиг оценил обстановку: "Грузовой плавучий товарный состав! А «фонарики» это ходовые огни!.."
Темная железная громадина из двух спаренных барж, подгоняемых буксиром, равнодушно сглатывала с ночного неба своими необъятными объемами бриллиантовые россыпи звезд...
...Бум... Бум... бум... "...Идет прямо на нас... Вот ОНА!" До встречи, до смертоносного столкновения метров... двадцать... Шкот на себя!! Румпель за спину!! Резкий левый поворот!!
Гик парусом чирканул по воде... Борт ушел под воду... В каюте что-то загромыхало... Посыпалось... Глухие удары падающих с коек тел... Рычащий поток междометий...
Раз-ми-нулись!!! В двух метрах от борта яхты прошелестели тонны ржавого бездушного металла.
Злобно сверкнул зеленым драконьим глазом огонь правого борта. Пахнуло паром отработки дизеля. Через открытую дверь машинного отделения громыхнули механизмы буксира, и с равнодушным сожалением желто-белых кормовых огней железяка растворилась во тьме.
...Тук... Тук... Ту...
В проеме каюты возник искореженный трехэтажной словесностью капитанский рот...
Об этом приключении мне как-то рассказал член нашего клуба Александр Судец. Впоследствии всемирно известный художник-маринист.
А произошел он с яхтой "Вега" во время регаты "Кубок Большой Волги" при подходе к Костроме в августе 1969 г.
Капитанил тогда артист Мосфилармонии и МХАТ Игорь Верженский. Старпомом шел Константин Костылев – радиоинженер-переводчик, а Саша был матросом.
Это лишь маленький эпизод из истории московского международного яхт-клуба "Спартак"...
"ИСКОРКИ" ИСТОРИИ МОСКОВСКОГО ЯХТИНГА.
1867 год
В Москве основан яхт-клуб "Стрелка".
Приставка "Яхт" к парусу не имела никакого отношения.
Это было роскошное заведение для любителей отдыха на воде. Оно обслуживалось кадровыми военными. Но там уже появились первые яхты, правда, их можно было буквально сосчитать по пальцам. И называли их "Кошельки" или "Коломенки". Гребная станция помещалась у Бабье-городской плотины на развилке Москвы-реки и Канавы. Сейчас на этом месте установлена скульптурная композиция Зураба Церетели- с монументом человека в кафтане Колумба, но головой Петра Первого.
1871 год.
Под редакцией Л. Ловенталя издан первый устав Московского речного яхт-клуба.
1913 год.
Клуб получает статус "Императорского Московского речного клуба".
Командор Императорского яхт-клуба - В. Н. Шустов.
Суда русских яхт-клубов принимали участие в международных соревнованиях и имели по тем временам неплохие результаты.
Яхтсмены России впервые приняли участие в Олимпийской регате 1912 года. Бронзовую медаль получил экипаж 10-метровой яхты "Галлия 2". Рулевой - капитан-лейтенант Я. Шомакер родом из Москвы.
Парусный спорт, включен в программу первой и второй Российских олимпиад (1913 - Киев, 1914 - Рига).
В годы гражданской войны и интервенции на базе яхт-клуба "Всевобуч" проводилась допризывная Морская подготовка на гребных судах и яхтах.
1927 год
Так начинался "Спартак"
На гребной станции "Стрелка" при клубе "Автодор", который возглавил Н. Н. Рязанов, была образована "Спартаковская" секция на базе трех швертботов: "Чайки", "Норда" и "Одуванчика". Ее обслуживал инструктор парусно-гребной секции, боцман по кличке "Савельич".
1928 год
В СССР было проведено первое масштабное соревнование по различным видам спорта, названное в честь вождя восставших рабов в Древнем Риме Спартака - "Спартакиада".
По инициативе молодого яхтсмена Паши Леонтьева, впоследствии "Крестного отца" всех бухт и заливов, напротив Парка культуры им. Горького была проведена Первая официальная парусная гонка на первенство Москвы.
В регате участвовало всего пять яхт. "Чайка", "Норд", "Одуванчик", "Трильби" и "Счастливая юность", которой управлял А. Бусель от "Осовиахима".
В экипаж "Спартака" входили: Кривец, Белокур, Шапошников, Тимофеев, Леонтьев.
Впервые в соревнованиях принимали участие и девушки: Сербина Г. Т. и Гальперина М. М. - впоследствии известные яхтсменки СССР.
1931-1932 годы.
Фрунзенская набережная. Напротив ЦПКиО. Организована парусно-гребная секция "Осовиахима", "ОСНАВ" (Общество Спасения На Водах), куда со "Стрелы" перебираются "автодоровские" суда. Там же регулярно проводятся тренировки и парусные соревнования.
1932 год
Досрочно завершилась первая Сталинская пятилетка. В средствах массовой информации появилось сообщение, что в соответствии с директивами 17-й конференции ВКП(б) страна приступает к грандиозному строительству Канала Москва-Волга, который берет начало на правом берегу Волги, в восьми километрах выше устья реки Дубны.
12 апреля 1935 года
По инициативе Всесоюзного ленинского Коммунистического союза молодежи в СССР создается массовое добровольно-спортивное общество "Спартак".
1936 год
Всесоюзный комитет по физкультуре и спорту образует Федерацию парусного спорта СССР.
Эллинги и постройки парусно-гребной секции "Оснава" вливаются в ДСО "Спартак", и в связи с реконструкцией Москвы переносятся на территорию Краснопресненского парка. (Сейчас на этом месте выстроен комплекс Московского Центра Международной Торговли - ЦМТ).
Начальником парусной секции назначается бывший военный моряк, боцман канонерской лодки "Полтава" Римма Никифорович Ермолаев-Бурченко.
Завершено строительство канала им. Москвы, и вблизи столицы образовалась цепь живописных водохранилищ.
Встретимся у березы... (1936 год)
Поезд замедлил ход и, лязгнув буферами, остановился, почухивая паром...
С высокой подножки прямо на насыпь посыпалась молодежь. "Ну, Коля! Показывай это место!"
Николай Муранов здесь не впервой. Не один десяток окуньков и плотиц вынул он здесь из воды.
Сейчас обстановка изменилась. Извилистое русло Клязьмы скрылось под зеркалом воды. Заполненная пойма образовала приличное озеро - Хлебниковский затон.
Сейчас это место называется - "МОСКОВСКИЙ ЯХТЕННЫЙ ПОРТ".
К воде шли наискосок через луг, утопая по пояс в роскошном разноцветье трав.
На берегу первым делом искупались, а уж потом занялись делом. А дело заключалось в том, чтобы найти на берегу молодого Клязьминского водохранилища подходящее место для переезда с Москвы-реки парусной секции "Спартака".
В отлогом овражке на окраине деревеньки Щапово, недалеко от воды, разместился дом Николая Васильевича Саулова.
Примечание автора:
Железнодорожное движение Савеловского направления до Дмитрова было открыто в 1903 году.
Деревня Шапово входила во владения действительного статского советника графа Юсупова, который имел воинское звание "Есаул".
"Шапово - от "щап" или "щеп" - "щепа". "Щепной" - относящийся к мелким деревянным изделиям, и изделиям из лучины (кровельной дранки).
"Сауловы" - от "Есауловы", крепостные Есаула Юсупова.
Первоначально остановка у деревни называлась "Статская", затем "Шапово", "19 км" и, наконец, в 1947 году, когда отмечалось 10-летие открытия канала МОСКВА-ВОЛГА, она была переименована в"Водники".
Место всем понравилось. Да и молодежь приглянулась Николаю Васильевичу, и он тут же заключил договор с инструктором А. Курицыным о том, что одна комната и терраса переходят в распоряжение яхтсменов. А "Васильевич" будет у них и боцманом.
Дом первого спартаковского боцмана располагался невдалеке от нынешнего строения яхт-клуба "Химик".
«…не против ветра…»Толик Титов и Андрюша Голобородько. 1977г.
При совмещении фотоснимков (1937 и 2003 гг.) хорошо
просматривается главный ориентир - огромная старая береза, которую хорошо было видно с железной дороги.
Здесь познакомились Коля и Клава, которая потом стала его женой - Клавдией Петровной Мурановой.
Договариваясь о следующей встрече, так и говорили: "Встретимся у березы».
Примечание автора:
Эта высокая старая береза сохранилась до наших дней.
Её хорошо видно и с причалов яхт-клуба «Спартак», и из проезжающих электричек.
Через некоторое время, осмотревшись, ребята перетащили три своих швертбота и стали обустраивать территорию нынешнего яхт-клуба .
Кроме швертботов секция имела еще три яхты: «Трильби», «Майир» и «Дельфин», который все почему-то шутливо именовали «Бобиком».
Яхты нужно было перегнать из Москвы на новое место. Лодочных моторов у яхтсменов тогда не было и в помине. Только паруса! А по каналу ходить под парусом запрещено.
Поэтому яхты перегоняли, где это возможно под парусами, а где веслами.На канале же старым бурлацким способом. Бечевой.
1936 г. МГС поручает П. А. Леонтьеву возглавить и организовать
строительство Московских парусных секций на образовавшейся акватории.
П.А.Леонтьеву -90 лет. Юбиляра поздравляет директор я/к «Спартак» В.Г. Валуев
Леонтьев Павел Анатольевич родился в 1893 году. Член общества «Спартак» с 1935 года. Мастер спорта СССР. Судья Всесоюзной категории. Заслуженный тренер СССР, яхтенный капитан.
На берегу «Зеленой гавани» появилось первое деревянное строение ЦВМК им. Баранова. Главный тренер клуба – Гордиенко Григорий Афанасьевич (1938-1941 гг.)
Крестный отец «Бухты тайн» (1936 год).
Уже более двадцати лет мои друзья проводят отпуск, сплавляясь по таежным рекам.
Путешествия и рыбалка – вот основные увлечения Славы Телегина, Бориса Федоткина и Саши Баранова.
Слава Телегин и автор. Летим над тайгой (Красноярский край).
В один из таких походов, после удачной рыбной ловли и великолепного ужина с тайменем, дичью и грибами, мы, попивая ароматный чаек, отдыхали у костра.
Разговор зашел о подмосковном Клязьминском водохранилище и его топонимике.
Дело в том, что большинство москвичей не знают, как называются берега, заливы и бухты этого живописного рукотворного «Столичного моря».
Единственное «Морское» название, которое известно всем, так это- «Бухта радости». Да, и, то только потому, что туда ходит «Ракета».
Но был такой человек, который заранее позаботился о том, чтобы эти воды и окружающие их берега получили красивые романтические и звучные имена.
Летом 1936 года, после завершения строительства Пироговской плотины, чаша водоема практически была уже заполнена.
До официального открытия Канала оставался год. И малочисленные по тем временам парусные секции из Москвы-реки стали перебираться на просторы Клязьминского водохранилища, где на берегу «Зеленой гавани» уже велось строительство причалов и сооружений Центрального Водно-Моторного Клуба, который существует и поныне.
Начальник ЦВМК – Леонтьев П. А.направляет группу инструкторов в составе Кравца, Лаврова, Белокура и Шапошникова на обход берегов нового водохранилища, с целью определения мест и подходов к ним для стоянки яхт и спортивных судов.
Так появились: «Бухта Малинная», «Бухта радости и веселья». Но, к сожалению, топографы тех лет не зафиксировали эти названия на своих картах.
Редкие старожилы-яхтсмены еще помнят те названия, но многие позабыты, а другие были переиначены и на слуху имеют теперь другие имена.
«Бухта Малинная», к примеру, называется теперь – «Ореховая бухта», а от «Бухты радости и веселья» осталась только «Радость»…
Подобная участь досталась «Клязьминскому водохранилищу».
На туристических картах и схемах появилось «новое» «Пироговское» водохранилище.
Таким образом, Москва имеет уже не одно, а целых два огромных водоема: «Клязьминское водохранилище» и «Пироговское водохранилище», с условной границей между пристанью «Чиверёво» и «Бухтой Долгой».
В Центральном Управлении Канала им. Москвы мне показали карту и толково объяснили, что такого водохранилища, как «Пироговское» не существует и официально эта акватория называется «Пироговский рукав Клязьминского водохранилища»!
А вот с «Бухтой Тайн» еще больше неразберихи. Все называют ее по-разному. Причем каждый по своему усмотрению.
Одни – «Первый залив». Другие, которые ведут свой отсчет от «Плотины» – «Второй залив».
Дело всё в том, что заливов в этом месте всего два. Вот и путаница получается в мозгах у людей и в названиях.
Некоторые указывают более точно – приближенное название: «Пансионатский Залив», потому что раньше там находился Пансионат.
Но самый «меткий» ответ на эту тему дал директор пансионата, Александр Иванович. Когда его спросили, как называется этот живописный залив, на котором расположилась его лодочная станция, то он ответил: «Просто. Вода».
Однако земли, которые затоплены этой водой и окрестности, весьма примечательны в истории России.
С древнейших времен эти места являлись Великокняжеской, а затем и Царской вотчиной.
В шестнадцатом веке им довелось быть свидетелем многих событий. И триумфальных, связанных с пребыванием здесь Ивана Грозного, и победным походом из Казанского Ханства 28 сентября 1552 года, и трагических.
Разгул опричнины («Содомовы Палаты»), и жестокие расправы над боярами.
Здесь побывали Лжедмитрий 1-й с бывшей царицей Марией Нагой, у которой он просил благословения на царствование.
Отсюда был изгнан народом Лжедмитрий 2-й, который вошел в историю как «Тушинский вор».
В августе 1616 года через эти места на Москву прошло нижегородское ополчение Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина.
Здесь побывали А. В. Суворов, Наполеон Бонапарт, Мюрат… Но Бог с ними… Это дело историков…
Я позволил себе сделать этот экскурс в прошлое, с единственной целью показать, что, если все предавать забвению, а то может так статься, что вокруг нас останется только – «Просто Вода».
А есть ещё и такие имена у этой «Просто воды»: «Бухта Семи Утопленников» и «Бухта Трех мертвецов».
Но не стоит пугаться столь устрашающих названий, ибо в первом случае речь не идет о загубленных человеческих жизнях. А во втором действительно имел место трагический случай с непоправимым исходом, но лишь с одним человеком, а не тремя. Он погиб от электрического разряда высоковольтного провода, за который зацепился кончик мачты его яхты.
В конце бухты над водой проходит ЛЭП и до 60-х годов провода довольно низко провисали над водой. Но после замены деревянных электро опор на металлические, эта опасность была устранена, и сейчас там безопасно могут проходить любые парусные суда.
«Бухта семи утопленников» получила такое название в 1936 году от самого «Крестного отца» Всех Бухт и Заливов – Павла Антоновича Леонтьева. Немногие знают, что смысл этого названия скорее иронический, нежели трагический.
А дело было так. В один из летних дней Павел с друзьями на яхте заночевал в «Бухте Тайн» невдалеке от линии электропередач.
Пролетела стайка каких-то пичуг и несколько то–ли ударились, то – ли зацепились за провода, и упали в воду. Павел посмотрел на них и с грустью в голосе стал считать: «Одна…, три …, пять… .Смотри-ка!!! Сразу семь утопленников!
Так «Бухта Тайн» получила еще одно имя-«Бухта Семи Утопленников».
БУХТА ТРЁХ МЕРТВЕЦОВ. (1967г.)
Устное народное творчество безгранично.
Кто-то, где-то, когда-то, что-то увидел или услышал, а потом кому-то передал, и пошло-поехало.
События "обрастают" подробностями "очевидцев", искажаются, перевираются, и в конечном итоге предстают, подчас совсем в ином свете.
"Гарри-Крюгер"-Русский матрос.
Так родилось в народе "второе название "Бухты тайн" - "Бухта трех мертвецов".
Я уже рассказывал, каких жутких прозвищ натерпелась эта "Просто вода". А сколько страху можно нагнать? Здесь? На берегу? У ночного костра?
Любой из ветеранов нашей парусной братии расскажет, в общих чертах, о той трагедии, которая произошла в этих водах много лет назад. Но когда это случилось и с кем, помнят немногие.
А иные просто отшучиваются, скрывая свое незнание. К примеру, один из старожилов на вопрос, откуда взялось название "Бухта трех мертвецов"? С улыбкой ответил: "Да, перепились как-то там, на берегу... и валялись, как мертвецы..."!
Но при таком раскладе количество "мертвецов" может быть большим. И не только в этом месте... А если взять за основу эту «методику" переименования бухт и заливов нашего "Столичного моря", то живописные берега очень скоро могут превратиться в сплошные «кладбища» Особенно в выходные и праздничные дни.
А вот что было известно мне.Осенью 1967 года, напротив лодочной станции Пансионата, какая-то яхта зацепилась концом своей мачты за ЛЭП и загорелась. Погибли люди.Осенью того же года я был там на яхте "Практика". Хорошо помню обгоревший остов той яхты, который на фоне детского пляжа был виден издалека.
Слыхал какие-то подробности этой трагедии, но, не придавая им значения, со временем забыл, чтобы через много лет приступить к поискам очевидцев этого происшествия.
Вот что мне поведал один из них, Владимир Колябин. Летом 1967 года (число и месяц он не помнит) к причалу "Пансионат", куда раньше ходила "Ракета" из Москвы, подошла яхта "Р-3", с тремя человеками на борту. Один из них высадился на берег и уехал. Двое остались. Заночевали в яхте.
Утром поднялся сильный ветер. Ребята подняли паруса и с попутным ветром буквально влетели в залив где "напоролись" на линию электропередач.
Яхта загорелась, взорвалась, и все люди погибли. Больше Володя ничего не знал.
Про себя я отметил, что погибших "стало" на одного меньше. Продолжая поиски очевидцев в поселке, который был построен невдалеке от Пансионата для его сотрудников, мне удалось разыскать пенсионера, ветерана труда Николая Васильевича Шатохина. В то время Николай Васильевич был начальником лодочной станции.
Вместе с электриком Сашей Гущиным они наблюдали как невдалеке от яхт-клуба МВТУ, расположенного на противоположном берегу, какая-то яхта зацепилась за провода, заискрилась и загорелась.
Издали было видно, как с борта горящего судна в воду прыгали какие-то люди, которые, как им стало известно позже, погибли. Больше они ничего не знают.
Сейчас недалеко от этого места напротив заливчика, где располагалась пансионатская лодочная станция, находится яхт-клуб "Патриот.
Возглавляет его директор - Анатолий Чуркин и Данила Нестеров. Оба заядлые яхтсмены. Увлеченные романтик и моря. Большие любители природы. Анатолий еще и прекрасный музыкант, а Данила пишет неплохие стихи.
Данила Нестеров
Территория яхт-клуба расположена в живописном лесном массиве. Поражают необыкновенная чистота и порядок вокруг. А подстриженные газоны и чистенькие галечные тропочки образно переносят в какие-нибудь романтические уголки Финляндии или Германии.
Анатолий Чуркин
В яхт-клубе работает детская спортивная парусная школа. Летом - в режиме спортивно-оздоровительного лагеря. Руководит школой Виктор Иосифович Зенкович.
Толя Чуркин хорошо помнил о той трагедии.
Уточнил некоторые подробности, и познакомил меня с непосредственным ее очевидцем - Владимиром Пигульновым. Известным парусным гонщиком. Старожилом этих мест.
И вот что поведал мне Володя.
Точную дату он назвать не может. Но хорошо помнит, что стояла дождливая погода и со стороны залива дул сильный ветер. Володя находился на конце причала, когда в непосредственной близости от него вглубь залива проплывала какая-то яхта.
Владимир Пильгунов очевидец гибели яхты «Р-3» осенью 1967 г.
Он предупредил их быть поосторожней потому что впереди высоковольтная линия. Те ответили, что из-за неполадок не могут "срубить грот" (спустить главный парус) и знают об опасности. Поблагодарили за предупреждение.
Минут через пятнадцать раздался очень сильный, характерный, треск"искрения". Мачта яхты зацепилась за провода!
Многотысячные киловатты электрического тока через намокшую от дождя древесину и стальные тросы такелажа замкнулись на водную поверхность и произвели гигантское "КЗ"!
По вантам "поскакали" огромные голубые молнии образные, всесокрушающие сполохи . Мачта и парус загорелись.
Обычно при таких ситуациях на электростанции должна сработать релейная защита, и на короткое время прекратить подачу электрического тока.
В данном случае этого, почему то не произошло, и ток продолжал поступать.
Толстенный провод на стыке с мачтой раскалился добела, перегорел и с треском и шипением плюхнул поперек залива.
От воды пошел пар, и она вокруг стала белой от всплывшей кверху брюхом оглушенной рыбы.
Из этого ада люди с яхты в поисках спасения на берегу, до которого было всего несколько метров, начали прыгать в воду.
Первый, оттолкнувшись двумя ногами,нырнул, и мгновенно был сражен мощным электрическим зарядом.
Второй шагнул за борт "солдатиком" и короткими шажками выбрался на берег.
В электротехнике существует так называемое "Шаговое напряжение".
Вокруг яхты в результате замыкания образовалось мощное электрическое поле с эпицентром под мачтой. Из него подобно кругам на воде, расходятся электрические потенциалы. Каждая окружность имеет свой потенциал. («Плюс» или «Минус»).
Расстояние между ними составляет примерно один шаг (отсюда и название).
Тот, который прыгнул первым, перекрыл вытянутыми вперед руками один, а ногами - другой "Круг". В результате – смерть. Второй же сошел в воду вертикально, "ступня к ступне", и минимально короткими шажками, благополучно, и выбрался на берег живым.
Обгоревший остов яхты провалялся на берегу до весны, пока его не уволокли куда- то с помощью трактора.
22 июля 1937 года
ДСО "Спартак"... "За выдающиеся достижения в работе и ведущую роль в советском физкультурном движении..." было награждено орденом Ленина, и на его красно-белом полотнище появился Главный Орден Страны.
15 июля 1937 года
Окончено строительство канала Москва-Волга.
Общая длина 128 км, из них 19,5 км пути проходят по водохранилищам (Химкинское, Клязьминское, Пяловское, Учинское, Пестовское, Икшанское).
Введенный в эксплуатацию канал является начальным звеном единой глубоководной системы Европейской части РСФСР, связывающей нашу столицу с Волжским бассейном, а через Волгу и другие системы - с Балтийским, Белым, Каспийским, Азовским и Черным морями.
Москва - Порт пяти морей!
Огромное количество массовых грузов (минерально-строительные, хлеб, нефтепродукты, соль и др.) доставляются в Москву наиболее дешевым видом транспорта - разными судами грузоподъемностью до 5000 тонн.
12 августа 1937 года.День Рождения.
Можно считать Днем рождения Московского яхтинга.
В честь открытия канала Москва-Волга на Химкинском водохранилище состоялся большой водный праздник и первая парусная гонка на звание Чемпиона Москвы.
Участвовало в соревнованиях 12 яхт.
Первое место заняла яхта "Трильби" (Спартак).
Рулевой - Римма Никифорович Ермолаев-Бурченко.
Тренер - Н. П. Миклашевский.
Это был « День рождения» нашего яхт-клуба "Спартак"!
На борту яхты "Трильби" в этот памятный день находился четырнадцатилетний паренек Миша Елизаров, которого привел туда Анатолий Николаевич Буяльский, друг Миклашевского.
Мальчишка вспоминал впоследствии: "...я ничего не мог понять... взад-вперед ходили... друг другу мешали... а я смотрел, смотрел... Вернулся оттуда и все ... присох! Попал на осенние авралы и остался в клубе".
Он один из тех, кто сохранил верность парусному спорту и яхт-клубу "Спартак" до наших дней.
Михаил Елизаров - Ветеран Великой Отечественной войны. Кавалер орденов "Славы" Iи II степени, Ордена Красной Звезды, медали "За боевые заслуги" и др.
СЕКРЕТНАЯ ГОНКА «КАПИТАНА ВРУНГЕЛЯ"(1938 – 1941гг.)
Для начала хочу привести данные о "Приключениях Капитана Врунгеля", которые я почерпнул из различных источников массовой информации.
Андрей Сергеевич Некрасов, автор книги, профессиональный моряк, много лет проработал на Тихом океане.
Был он матросом, кочегаром, рыбаком и ловцом морского зверя. Обошел все побережье от Чукотки до Посьета. А потом молодым штурманом водил корабли по Охотскому морю.
Андрей Сергеевич Некрасов- автор «Приключений Капитана Врунгеля». (1937 г.)
По его воспоминаниям - капитан дальнего плавания Христофор Бонифатьевич Врунгель "родился" 22 декабря 1934 года в 4 часа утра в Москве, на Таганке.
"Врунгель" начал печататься в январе 1937 года в журнале "Пионер" в виде коротких надписей к большим, почти на целую страницу рисункам замечательного художника Константина Павловича Ротова.
В 1958 году, пережив все невзгоды, предсказанные и непредсказуемые, "Врунгель" вышел отдельной книгой и зажил новой жизнью.
Тираж на русском языке давно перевалил за миллион.
Книга переведена на многие языки мира, и издана в разных странах.
Врунгель много раз менял и продолжает менять фамилию. Чехи знают его как Жванилкина. Поляки как Залганова, немцы как Флюнкериха.
В 1937 году с вводом в строй канала имени Москвы вблизи столицы образовалась цепь живописных водохранилищ и на их водах появились редкие в то время белокрылые яхты.
Существенную помощь в развитии парусного спорта столицы оказали ленинградцы, которые подарили москвичам двадцать новеньких яхт
Но этого было явно недостаточно. К примеру, крупнейший в Москве международный яхт-клуб "Спартак" стоял, в то время всего из шести яхт - "Трильби", "Маиир", "Дельфин" и трех ленинградских "эмок".
Писатель Андрей Некрасов был частым гостем у спартаковцев. Он приходил обычно в яхт-клуб на своей небольшой шлюпке от дачи у пристани "Чивирево".
Однажды он объявил всем: "Тот, кто первым достигнет на яхте моей пристани, получит персональный приз".
В ту пору наша страна осуществляла свои грандиозные пятилетки по шестидневкам. То есть каждый выходной приходился на шестое, двенадцатое, восемнадцатое и т.д. И все соревнования, как правило, выпадали на эти дни.
Около каждой лодки "крутилось" не менее двух, трех экипажей и в выходные дни не всем желающим удавалось выйти на воду.
Поэтому получить приз из рук легендарного «отца» "Капитана Врунгеля" можно было только по будням.
Тогда электричек еще не было и от Савеловского вокзала пригородные поезда отправлялись на паровой тяге.
Самый первый поезд отходил в 6.15. , и на него нужно было поспеть. Добраться до станции "Шапово", или "19-й км", (сейчас это платформа "Водники"). Добежать до яхт-клуба, получить паруса, вооружить яхту, желательно быстрее других, и "стартануть" в сторону "Чиверева".
Главным условием этой, как ее шутливо называли "Секретной гонки", было дойти до финиша только под парусами. Прибегать к помощи весел запрещалось.
До дачи Некрасова около восьми километров. Это если идти по прямой. А в "лавировку", да еще против ветра, это расстояние многократно увеличивалось.
Из окна своего дома Андрей хорошо видел, как в упорной борьбе продвигаются одинокие парусные суда к намеченной цели и вместе с красавицей женой спешил приветствовать победителя.
На небольшом серебряном подносе стояла хрустальная рюмка, которую Андрей Сергеевич лично наполнял до краев и торжественно преподносил -но только капитану!
Однако, как правило, после этого все выходили на берег к гостеприимному "Капитану Врунгелю" и уж тут "кое-чего" перепадало и матросикам!
Грянула Великая Отечественная война. С первых дней Некрасов "обивал" пороги военкоматов и просился на фронт, но ему постоянно отказывали. Он был «белобилетником».Дело в том, что он имел травму. (В простонародье это называется "Сухая нога".)
Наступила осень 41-го. Немцы подходили к Москве.
Андрей Сергеевич облачился в просторный байковый лыжный костюм и для пущей маскировки надел валенки, прихватил с собой лыжи и направился в военкомат.
Там он доложил, что у него из всех документов имеется только "Белый" билет, а остальные он потерял.
Военком посмотрел на него, возраст как бы еще призывной. Обозвал дезертиром и тут же направил в действующую часть.
Получает Андрей обмундирование. Гимнастерку, брюки и правый сапог одел, а с левым ничего не получается. Нога кривая. Спохватились. "Как же так,инвалида на фронт взяли?!" Но домой не отпустили: пристроили по хозяйству.
И тут им заинтересовался "СМЕРШ". Очень подозрительным показалось, что пожилой, интеллигентного вида инвалид, без документов, так упорно стремится на фронт.
Его забрали. Увезли. Некоторое время подержали.
А когда все разъяснилось и узнали, что это Андрей Сергеевич Некрасов - писатель, автор популярной книги "Приключения капитана Врунгеля", направили корреспондентом во фронтовую газету, где он и проработал до конца войны.
Эту историю рассказал мне Михаил Елизаров, который был хорошо знаком с Андреем Некрасовым.
Простые матросские песни
В 30-40 годы у нас было много звонких и красивых песен: "Катюша", "Утро красит нежным цветом...", "Три танкиста", "Тачанка", "Дан приказ ему на запад...", "На рейде морском...", "Шаланды полные кефали...", "Капитан, капитан, улыбнитесь...", "На рейде морском",и др.
Но среди яхтсменов большой популярностью пользовались настоящие «матросские» песни, которые и до сей поры мы поем с удовольствием...
На корабле...
На корабле матросы ходят хмуро,
Кричит им в рупор старый капитан.
У юнги Билла стиснутые зубы,
Он смотрит в берег сквозь ночной туман.
На берегу осталась крошка Мэри,
Она стоит в тумане голубом,
А юнга Билл и верит, и не верит,
И машет ей подаренным платком.
Вернулся Билл из Северной Канады
"А ну-ка, друг, налей бокал вина,
Мне за здоровье Мэри выпить надо,
За ту любовь, что дарит мне она.
В таверну вдруг раскрылись с шумом двери,
Глаза у Билла вылезли на лоб,
В дверях стояла его крошка Мэри,
А рядом с ней огромный боцман Боб!
Послушай, Боб! Поговорим, пожалуй!
Как подобает честным морякам!
Я опоздал всего лишь на две ночи,
Но третью ночь тебе я не отдам!
Блеснула сталь. Сошлися в круг матросы.
Как юный лев сражался юнга молодой.
Они дрались за пепельные косы.
За блеск волны в лагуне голубой.
В нашу гавань заходили корабли...
В нашу гавань заходили корабли, корабли.
Уютная такая наша гавань...
В таверне веселились моряки.
И пили за здоровье атамана
В таверне гомон, шум и суета.
Пираты наслаждались танцем Мэри.
Не танец их пленил, а красота...
В таверну распахнулись с шумом двери
В дверях стоял наездник молодой.
Глаза его как молнии блистали.
Наездник был красивый сам собой.
Пираты все ковбоя Гарри знали
И кто-то вдруг воскликнул из толпы:
"Он братцы, он не наш! Не с океана!
Мы, Гарри, рассчитаемся с тобой", -
Раздался пьяный голос атамана.
И в воздухе мелькнули два ножа.
Пираты затаили все дыханье.
Все знали атамана, как вождя,
И мастера по делу фехтованья.
Но Гарри был суров и молчалив, молчалив.
Он знал, что ему Мэри изменила.
Он, молча, защищался у перил...
И Мэри его снова полюбила.
Вот с грохотом свалился атаман,
И губы Мэри, что- то прошептали,
Погиб атаман, заплачет океан,
Но, кровь уже стекла с кинжала Гарри.
В нашу гавань заходили корабли.
Большие корабли из океана.
В таверне веселились моряки...
И пили уж за Гарри-атамана
В Кейптаунском порту...
(записано со слов Игоря Абуева - яхта "Горыныч". 2007 г.)
В Кейптаунском порту
С пробоиной в борту
"Жаннетта" поправляла такелаж...
Но прежде, чем уйти
В далекие пути,
На берег был отпущен экипаж.
Идут, сутулятся,
Вливаясь в улицы,
И клёши новые ласкает бриз.
Они идут туда,
Где можно без труда
Найти красивых женщин и вина.
Где пиво пенится,
Где пить не ленятся,
Где юбки узкие трещат по швам.
А ночью в этот порт,
Ворвался теплоход,
В сиянии своих прожекторов.
И свой, покинув борт,
Сошли гурьбою в порт
Четырнадцать французских моряков.
У них походочка,
Как в море лодочка,
Их клёши новые ласкает бриз.
Они идут туда,
Где можно без труда
Достать себе и женщин, и вина.
И вот едва рассвет,
Вошли в таверну "Кэт"
Четырнадцать французских моряков.
Зайдя в тот ресторан,
При виде англичан,
Французы стали шутки отпускать...
"Бонжур, красавицы!
Нам очень нравится
Во имя Франции дарить любовь!"
Один гигант-француз
По имени Бутуз
Решил на стойке склянки отбивать...
Но дело бравое
Решает браунинг,
И на пол грохнулся гигант-француз.
И кортики достав,
Забыв морской устав,
Они дрались как тысяча чертей.
И клёши новые, полуметровые,
И юбки узкие залила кровь!
Когда пришла заря
В далекие края,
Отправился французский теплоход
Но не вернулись в порт
И не взошли на борт
Четырнадцать французских моряков.
В Кейптаунском порту
С пробоиной в борту
"Жаннетта" поправляла такелаж...
Чайный домик...
Чайный домик словно бонбоньерка
В палисаднике японских роз...
Как-то раз с английской канонерки
Заглянул сюда один матрос...
Припев: В плавании, в далеком плавании
Из порта в порт шатался бравый штурман Бриг,
В плавании, в далеком плавании
Его укачивал спокойный бриз...
Десять лет минуло, словно в сказке,
Рос мальчонка - быстро подрастал,
И тараща черные глазенки
Он японку мамой называл...
Припев: В плавании, в далеком плавании
Из порта в порт шатался бравый штурман Бриг,
В плавании, в далеком плавании
Его укачивал спокойный бриз.
"Где наш папа?" - спрашивал мальчонка,
Теребя в руках английский флаг,
Почему так плакала японка?
Потому что папа был моряк...
Припев: В плавании, в далеком плавании
Из порта в порт шатался бравый штурман Бриг.
В плавании, в далеком плавании
Его укачивал спокойный бриз.
Там в Канаде
Там в Канаде, где маяк вечерний,
Разгонял над рифами туман,
Девушку из маленькой таверны,
Полюбил суровый капитан.
Полюбил он пепельные косы,
Алых губ нетронутый коралл,
За который боцман и матросы,
Не один уж выпили бокал.
Каждый год с осенними ветрами,
Из далеких и богатых стран,
Белый бриг с обильными дарами,
Приводил суровый капитан.
И она со смехом принимала,
Ласки, поцелуи и привет,
Но однажды гордо и лукаво,
Бросила презрительное: « Нет!»
Он ушел угрюмый и мятежный,
Головою гордою поник,
А на утро стройный, белоснежный,
Далеко умчался быстрый бриг.
И в Канаду к маленькой таверне,
Больше не вернулся капитан,
С маяка капризная девчонка,
Бросилась в холодный океан.
Настоящие пиратские песни матросов галеона «Золотая Лань».(16 – век)
Капитан – ФренсисДрейк.
«Авральная» и «Абордажная».( Записано со слов Скипа Новака-английского капитана советской яхты «Фазис» в Саутгемптоне, (Англия) при подготовке к регате вокруг света - «Витбред-89».
Перевод и реконструкция автора.
Справка.В этой регате наша яхта «Фазис» заняла одиннадцатое место.
Примечание автора: Дрейк Френсис (1545-1595гг) английский мореплаватель совершал пиратские набеги у берегов Африки и Америки, однако корабли под английским флагом он не трогал.
После того, как Дрейк подарил английской короне несколько открытых им островов и достаточное количество золота он был амнистирован, а также зачислен вместе со своими кораблями в английский флот с присвоением ему звания – Адмирал.
Френсис Дрейк первым после Ф.Магеллана совершил кругосветное плавание (1577 – 1590 гг).
Он пересек Атлантический океан, достиг берегов Южной Америки, через Магелланов пролив вышел в Тихий Океан, был отнесен бурей до мыса Горн и далее поплыл вдоль западного берега Америки.
В 1580 году он обогнул мыс Доброй Надежды и вернулся в Плимут.
Дрейк принимал активное участие в разгроме испанской «Напобедимой Армады».
Самый широкий пролив на земном шаре (900 – 950 км) между Южной Америкой и Южными Шетландскими островами, соединяющий Атлантический и Тихий океаны, назван по имени английского мореплавателя Ф. Дрейка.
Авральная ("Кричалка")
Аналогия нашей русской "Дубинушки"
"...эй, дубинушка, ухнем!"
Каравелла Колумба! Каравелла Колумба!
Моряков орава!
Каравелла Колумба! Каравелла Колумба!
На три румба вправо!
Три бочонка рому Дьяволу-Дракону
Чертова отрава!
Каравелла Колумба! Каравелла Колумба!
На три румба вправо!
Дьявола морского за конец швартуем!
По морскому праву!
Каравелла Колумба! Каравелла Колумба!
На три румба вправо!
Мы в бою бесстрашны!
Наступай хоть слева!Наступай хоть справа!
Каравелла Колумба! Каравелла Колумба!
Моряков орава!
Каравелла Колумба! Каравелла Колумба!
Моряков орава!"
Каравелла Колумба! Каравелла Колумба!
На три румба вправо!
Пушки, пистолеты! Сабли и мушкеты!
Шпагу Адмиралу!!!
Каравелла Колумба! Каравелла Колумба!
Моряков орава!
Мы пройдем сквозь бури! Мы пройдем сквозь грозы!
В ореоле Славы!
Каравелла Колумба! Каравелла Колумба!
Моряков орава!
«АБОРДАЖНАЯ»( Боевая).
Примечание автора: За полчаса до сцепления кораблей бортами (абордаж) и начала рукопашной схватки только абордажной команде выдавалось по пинте рома (0,56л) Всем остальным членам команды под страхом смерти в это время прием алкоголя был запрещен.
Над холодными волнами мчатся облака,
Наплевать на непогоду!
Все для Нас – ХА! ХА!
Припев – 2 раза;ХЭЙ! ДЖИМ! ЛА-ЛА!!!
ДЖИМ ! ЛА -ЛА!!!
ДЖИММИ! ДЖИММИ! БОМ!
РИФЫ!
ШТОРМЫ!
УРАГАНЫ!
ВСЕ НАМ НИПОЧЕМ!
Сабли, пушки, пистолеты,
Объявляй аврал!
Наш фартовый. Наш любимый.
ФРКЕНСИС – АДМИРАЛ!
припев – 2 раза
На скале висят и сохнут чьи – то потроха,
В Сингапуре и Бомбее
Знают Нас – ХА! ХА!
Припев 2 раза
Вместе мы по морю ходим,
Вместе водку пьем,
Если все МЫ соберемся
МИР ПЕРЕВЕРНЕМ!
Припев – 2 раза
Смерть костлявая старуха
Бдит издалека,
Ей в ответ МЫ врежем в ухо,
Все для НАС – ХА! ХА!
Припев – 2 раза
Виски, Водка, Джин, Текила,
Что за чепуха?!
Все, что влезет в наши глотки,
Все для НАС – ХА! ХА!
Припев – 2 раза
МЫ в бою всегда бесстрашны,
Раны – чепуха!
Заживут как на собаке!
Все для НАС – ХА! ХА!
Припев – 2 раз
Наши верные подруги НАС не подведут,
И когда МЫ в порт вернемся,
Дружно НАМ дадут!
Припев 2 раза
ДАЛЕЕ МОЖЕТ ИСПОЛНЯТЬСЯ ТОЛЬКО ОДИН ПРИПЕВ..
ЛЮБОЕ КОЛИЧЕСТВО РАЗ!!!
1938 год. Август. Всесоюзный День физкультурника. Химки. Водный стадион "Динамо".
В подарок москвичам из Ленинграда прибыл караван швертботов класса "М-20" в количестве 20 штук. Это событие стало началом широкого развития парусного спорта в Москве. Три из прибывших яхт были переданы яхт-клубу "Спартак".
1938 год.
Начальником яхт-клуба "Спартак" назначен А. Курицын.
На Клязьминском водохранилище проведена парусная регата в честь выборов в Верховный Совет РСФСР.
Среди семи участников "Спартак" занимает первое место.
1939 год.
На общественных началах в яхт-клубе "Спартак" организованы курсы по подготовке рулевых-яхтсменов, которые проработали до 1992 года.
Количество парусных судов растет и составляет уже 15 вымпелов. Заказаны новые паруса.
Организуется молодежная секция под руководством "Пятнадцатилетнего капитана" Алексея Наумова.
Секция постоянно проводила набор юношей и девушек. Обучала их парусным премудростям. Ее члены активно участвовали в общественно-полезном труде: строили причалы, ремонтировали суда, паруса, рангоут и, как правило, успешно выступали во всех соревнованиях под флагом "Спартака".
1940 год.
Первенство Москвы. Чемпион - яхта "Трильби", рулевой - Н. П. Миклашевский.
К началу Великой Отечественной войны парусный флот "Спартака" насчитывал уже 20 вымпелов. Появились новые швертботы "Ш-10","Р-20","Р-30", "Р-45".
В парусную секцию пришли ребята из московских школ, над которыми шефствовало ДСО "Спартак". Среди них был Гарик Кузмак - спортсмен, сыгравший заметную роль в жизни клуба.
Человек большого мужества, доктор технических наук, он стал одним из лучших яхтсменов Москвы, приумножив добрую славу "Спартака".
22 июня 1941 года.Первый день Войны.
На Клязьминском водохранилище были объявлены парусные гонки на первенство Москвы.
Девятнадцатилетний Миша Елизаров ходил тогда на яхте "М-20" "Шайтан" вторым рулевым.
Он прибыл в клуб заранее. Вооружил яхту и пошел на станцию встречать Лешку Наумова и Костю Радцувея.
Идут ребята обратно. Переговариваются. "Вот сейчас сходим... от гоняемся... придем обратно...". Навстречу им идет какой-то мужик: "...Никуда вы не пойдете... вас всех мобилизуют... Война началась".
Они еще подумали: "Пьяный, что ли?" Зашли в домик Саулова. Николай Васильевич у «тарелки" репродуктора. Повторно передают сообщение...Война!!!
Быстренько подняли паруса, добрались до "Зеленой гавани" и передали новость главному судье Рудицкому.
Гонки отменили. Слава Шапошников собрал всех участников и объявил, что началась ВОЙНА. Объявлена всеобщая мобилизация. Все должны вернуться по домам и действовать в соответствии с предписаниями.
По результатам проведенных соревнований первое место в классе "Р-30" было присуждено спартаковцу С. Григорьеву
Осень 1941 года.
Немцы рвутся к Москве. Захвачена Лобня.
По каналу Москва-Волга проходит вторая линия обороны. На берегах возводятся оборонительные сооружения, огневые точки.
При выходе из Хлебниковского затона, справа, невдалеке от я/к "Водники" находилась Центральная спасательная станция ОСВОД.
Дебаркадер и крупные суда ее были выведены на середину фарватера и затоплены.
Из центральной гребной базы "Спартака" в Химках к домику Саулова были доставлены и переданы на хранение какие-то ящики.
А в 1962 году дочь покойного Николая Васильевича, которая работала в клубе вахтером, рассказывала Елизарову, что папа что-то закапывал в сарае.
Показала место. В ящиках находились переходящие призы ЦС "Спартак".
Бронзовые, покрытые благородной патиной китайские кубки 17 века почти пятьдесят лет украшали кабинет директора яхт-клуба.
После смерти В. Г.Валуева они куда-то таинственным образом исчезли. А античный бюст Спартака из мрамора остался...
В эти трудные для нашей страны годы взошла спортивная звезда Алены Архангельской. Во многом благодаря ее усилиям и стараниям удалось сохранить в первый год войны парусный флот "Спартак".
По личному указанию товарища Сталина в Москве были продолжены регулярные занятия и соревнования по парусному спорту.
По решению Центрального Совета ДСО Москвы, головной организацией, ведавшей этим вопросом, был назначен яхт-клуб "Спартак".
А персональная ответственность ложилась на Елену Борисовну Архангельскую, которая и сама принимала участие в соревнованиях.
На Клязьминском водохранилище в течение всей Великой Отечественной войны регулярно проводились Чемпионаты СССР и Москвы.
Проведение этих соревнований имело огромное политическое значение.
Отчеты о них регулярно печатались во всех центральных газетах и в журнале «Огонек».
И когда во фронтовых окопах бойцы получали свежие номера газет с сообщениями о том, что в Москве состоялся очередной чемпионат СССР или столицы по парусному они были уверены: Москва стоит, тылы крепки. Родина одолевает врага. Победа будет за нами.
1942 год.
Водно-парусную секцию возглавил А. Курицын.
В журнале "Огонек" напечатана большая статья о том, как молодежь тренируется на яхтах "Р-45" и готовит себя к службе в ВМФ.
В это же время создается бюро парусной секции. Член бюро А. И. Левигурович затем с 1944 по 1973 годы становится его бессменным председателем. На общественных началах при его непосредственном участии возрождается и обустраивается небольшое хранилище для яхт.
1943 год.
Женская команда принимает участие в регате на Химкинском водохранилище. В газете "Правда" - заметка и фото яхт с веселыми девчатами на фоне речного вокзала. Здесь Е. А. Рискина получила звание мастер спорта СССР.
После войны она продолжила работу в "Спартаке" тренером, а парусную секцию возглавил И. Кашин.
Мастер спорта СССР Алена Архангельская становится первой женщиной - чемпионом Советского Союза по парусному спорту.