История яхты и ее экипажей
Описание любых исторических фактов и событий допускает два наиболее распространенных варианта.
Первый – это сухие цифры дат и краткий перечень произошедших фактов.
Второй – это описание случившихся событий с использованием причинно-следственных связей.
Мы уже давно знаем, что многие судьбоносные события или решения случаются совершенно внезапно и абсолютно непредсказуемо. Мы к этому привыкли и воспринимаем это как божескую данность.
В случае рассказа о нашем экипаже, конечно, хочется использовать второй вариант, но пока останавливает боязнь начать писать целую летопись, которая может не очень соответствовать формату яхтенного отчета, поэтому остановимся пока на первом варианте.
Начнем с 2007 года, когда совсем неожиданно для себя я стал счастливым судовладельцем. Как тут не поверить утверждению наших записных оптимистов, что рано или поздно все наши мечты обязательно сбудутся – ведь тридцать лет я мечтал о собственной яхте! Мечтал тихо, особо не надеясь на ее осуществление, мечтал просто ради собственного удовольствия!
Так что, теперь возвратившись спустя столько лет обратно в парусную жизнь, я имею полное право смело сказать - да, парус - моя судьба!
2007 год сентябрь - у Владимира Исаичева был куплен швертбот ‘Персей’, построенный на ленинградской экспериментальной судоверфи по проекту ‘Лена’ и относящийся к микроклассу. Яхта базировалась в Хлебниковом затоне, в яхт-клубе ВСБ ВНИОПИК.
В это же время произошло мое знакомство с Дмитрием Деминым, ставшим моим старпомом, наставником, другом.
Яхта относилась к дивизиону ‘круизер’, но на Чемпионате мира 2009 года мы гонялись в зачетной группе ‘туринг’ – как самые старые и тяжелые лодки дивизиона ‘круизер’. Контрольное взвешивание пустого ‘Персея’ показало вес – 920 кг, и это против 500-600 кг современных ‘Рикошетов’! Но, что может остановить тех ‘кто привык за победу бороться’, как на работу ходить! Отгонялись мы хорошо – занимали всегда далекое, но не всегда последнее место.
2008год август - поход до Коприно
2009 июль – поход по Онежскому озеру
2009 август - участие на 'Гринде' в Верхневолжской регате, Конаково. Капитан Виктор Тимошин.
2009 август – участие в Чемпионате Мира в 'микро классе'. Москва.(дивизион 'туринг')
2009 год октябрь – совершенно неожиданно для себя был куплен ‘картер-30’ ‘Сюрприз’.
'Сюрприз' базировался в яхт-клубе базы отдыха ’Троицкое’, расположенной на Клязьминском водохранилище.
Ребята случайно увидели в интернете объявление о продаже ‘картера’ и уже ближе к вечеру поехали его посмотреть, просто так, от нечего делать, без каких-либо конкретных видов на покупку. После нескольких телефонных разговоров с Димой и Андреем, осматривающих лодку на кильблоке, окончательное решение о покупке было принято мною в 20 часов вечера, в самый разгар застолья у родственника по случаю его новоселья, так что можно смело говорить, что эту яхту я купил, пускай и по не очень, но все-таки 'пьяному делу'.
'Сюрприз" принадлежал, Анастасии Кешишевой и достался ей от родственников, которые были членами ведомственного яхт-клуба, принадлежащего глазной больнице Святослава Федорова.
А вот что мне рассказал об истории ‘Сюрприза’ Кирилл Аксаментов, сын первого капитана 'Сюрприза' а ныне сам капитан таллиннского ‘однотонника’ ‘Мираж’. Я познакомился с ним в Ореховой бухте 1 сентября 2012 года, хотя правильнее будет сказать, что это он со мной познакомился, когда увидел родную почти не изменившуюся лодку, на которой прошли его отрочество и юность.
Кирилл Аксаментов на яхте‘Сюрприз’. Онежские шхеры.1987г.
Он вспомнил, как они с отцом ставили стопора на рубке, затем увидел на кормовом релинге позеленевшую от времени веревку, которую он сам намотал для укладки якоря. Я еще тогда спросил его, где они достали такую плоскую веревку, он засмеялся и рассказал, что это намотана оплетка от обычной веревки – сердечник вынули, и пустая оплетка так плоско и красиво легла на круглую трубку релинга. И мы оба восхитились качеством советской изоляционной ленты – по прошествии двадцати шести лет она великолепно держалась, не в пример современной изоленте!
Первоначально яхта принадлежала учебному институту атомной энергетики в городе Обнинск. Первым капитаном яхты был Аксаментов Владимир Борисович, работавший в этом институте заместителем проректора. Институт, подавший много времени назад заявку на приобретение лодки в соответствующие советские внешнеторговые организации уже отчаялся получить когда-либо долгожданную яхту, как вдруг декабрьским хмурым днем на товарной станции Обнинска сотрудник института увидел платформу с ‘картером-30’. Он тут же позвонил сообщить об этом Аксаментову В.Б. и тот радостно воскликнул - Вот тебе и сюрприз!
Вот так нечаянно - негадано яхта получила свое название. Аксаментов был капитаном яхты с 1986 года по 1991 год.
На руле первый капитан яхты 'Сюрприз' Аксаментов Владимир Борисович. Пироговское водохранилище. 1986 г.
Первый экипаж ‘Сюрприза’ - слева-напрво - с флейтой С.Польщиков (матрос), с гитарой В.Терещенко (матрос), Аксаментов Владимир (капитан), А.Васильев (в будущем капитан 'картера '''Забияка'), фамилии человека в кепке и сидящего слева от него пока не выяснены. Вытегра.1988г.
В 1986 году для соответствия гоночному баллу мачта была укорочена на десять сантиметров и 1987 году лодка получила мерительное свидетельство Спортсудорегистра, и начала вести активную спортивную жизнь, с гонками на Онеге.
фото из архива яхт-клуба 'Аврора' за 1986 год. место предположительно - Пироговское в-ще.
Онега. Стоянка у острова Сал.1988 г.фото Виталия Баркина.
Яхта 'Сюрприз' возвращается с Онежской регаты. Шексна. 1987 г.
Правда, продолжалось это недолго, только первые четыре года после своего приезда в Москву. Первую свою регату на Кубок Онежского озера в 1987 году ‘Сюрприз’ отгонялся не удачно – экипаж привыкал к новой лодке, поэтому заняли одно из последних мест. На регате 1988 года они заняли уже 9 или 10 место из пятидесяти лодок ‘полутонного ‘класса. И, наконец, в 1989 году завоевали уже третье место опять из пятидесяти гонявшихся лодок.
Яхта 'Сюрприз' (справа) и яхта 'Лидер' (проект 'СТ-31' ) на Онеге. Зеленая стоянка. 1987 г.
Капитан В.Б.Аксаментов на яхте 'Сюрприз'. Стоянка в Вознесенье. 1988 г.
Яхта ‘Сюрприз’ на Онеге (пришвартована к корме 'тауруса'.) Ялгуба.1989г.
На яхте - голова у мачты - Кирилл Аксаментов, в каплюке - А.Магаев (матрос), человек с бородой - зашедший в гости капитан тверского 'картера' 'Поиск' В.Абросов, Владимир Аксаментов (капитан), Виктор Минаев, Юрий Петрович Костыгин и Ю.И.Антонов. Петрозаводск.1989г.
Когда начались бурные девяностые года, Владимир Аксаментов хотел выкупить у института яхту, ставшею ему ненужной, но не получилось.
‘Сюрприз’ обрел нового хозяина в лице Владимира Козлова, который не был яхтсменом и эксплуатировал яхту как плавучую дачу или в режиме прогулочного катера на московских водохранилищах, где ходил преимущественно под мотором, а не под парусами.
2010 год май - яхта ‘Персей’ продана, вроде как, симпатичному человеку Виталию Смирнову и ушла на постоянное место жительства в город Череповец, где будет вести насыщенную туристическую и охотно-рыболовную жизнь.
Отныне наша яхтенная жизнь будет какое-то время связана с ‘Сюрпризом’
2010 год июль – поход по Волге, до Перебор.
2010 год август – поход в Конаково.
2011 год июль – поход до Белоозерска.
2012 год июнь – перегон ‘Гринды’ до Петрозаводска. У меня получилось только до Череповца.
2012 год август - поход до Калязина.
2012 год сентябрь – поход на Иваньковское водохранилище.
2013 год июль - участие в регате 'Онежская регата - Банковский Кубок - 2013' на Онежском озере. Гонялись в зачетной группе '32 фута' и, увы, заняли последнее место.
2014 год июль - участие в регате 'Онега - Банковский кубок - 2014'. Заняли третье место.
2015 год июль - неудачная попытка дойти до Белого моря.
Пожар в Вытегре, заход в Петрозаводск и на Южный Олений остров.
2016 год июль - плавание по Белому морю на арендных яхтах из Чупы - 'Белая ночь' и 'Браво'.
2017 год - В поход не пошли - обкатывали на московских водохранилищах установленный зимой дизель.
23 сентября в экипаже случился несчастный случай, произошла трагедия.
Около аванпорта 6-го шлюза канала Москва-Волга утонул замечательный человек и яхтсмен, наш друг и старпом Дмитрий Дёмин.
Господи, прими его душу с миром!
2018 год, июль - поход в Кострому.
2019 год - всю навигацию провели на Клязьминском и Пестовском водохранилищах.
2019 год, ноябрь - переход через Атлантику.
2020 год, июль - поход в Калязин.
2021 год. август - Углич - Череповец - Углич.
2022 год, июль - Горицы.