БОРТ. ЖУРН. - 1968 г. ПИНТА, РЫБИНКА
Меня там не было, поэтому комментировать не могу.
Поправил в тексте или уточнил (не везде) названия географических и навигационных объектов.
Из текста понятно, что плавание совершалось эскадрой трёх яхт: «Пинта» F-11, «Победа» F-28 и «Порыв» F-81. По военно-морской традиции в ЦВСК ВМФ все суда одного типа имеют названия, начинающиеся на одну букву. Какая из яхт была флагманом (не «Пинта»), кто на них ходил – не знаю.
На «Пинте» (их текста ВЖ) была команда: Глузман, Дорбер, Носкин, Волков и Ю. Землеруб. Мне был хорошо знаком лишь Виктор Григорьевич Глузман, остальных не помню. Иллюстраций тоже не имею. ЛНГ
14 июля1968г.
Прибыли на причал г. Приозёрска. Последовал приём яхты у И. Солового (у Игоря Соловова ЛНГ). Ознакомились с размещением, приступили к приборке.
15 июля1968г.
08:00 - Подъём.
Потерялиякорь.Оказалось,чтоплохобылзакреплёнякорныйконец. Получиливподароксостоящегорядомбуксира"Мурманск"самодельныйякорь. Продолжаетсяприборкавфорпике,каюте,кокпите.
16 июля1968г.
05:00 - Прибыл В.Глузман.
06:00 - Подъём. Завтрак. Подготовка к отходу. Осмотрели парусину, такелаж, законтрили талрепа, подремонтировали грот.
12:50 - Вышли из Приозёрска в направлении о. Путсари. Ветер NNW-2балла.
13:30 - На вахте Глузман, Дорбер. Взяли пеленг на мыс Рогатый (КП=275) и на южную трубу (КП=230). (Видимо, имеется в виду одна из труб Приозерского деревообрабатывающего комбината. ЛНГ)
14:30 - Вышли на траверз о.Верккосари и легли на КК=320. Ветер N меньше 1 балла.
17:00 - Обед. Легли на курс 40. ВетерNNW около 1.5 баллов. Ход 1.5 узла. Обошли "Порыв" и "Победу".
20:00 - Легли на КК=320. Ветер N усилился до 2 баллов. Ход около 2 узлов. На вахте Носкин и Землеруб.
22:00 - Легли на курс КК=409. Ход 2.5 узла.
23:00 - Легли на курс 335. Ход 2.5 узла.
24:00 - Легли на курсКК-35. Ход 2.5 узла. На вахте Глузман, Волков.
17 июля1968г.
00:10 - Открылся маяк на о-ве Воукнонсарет, курсовой угол. На вахте Глузман, Волков.
04:00 - Ветер 2-3 балла, NW, лавируем вдоль западного побережья. На вахте Носкин.
08:00 - На вахте Землеруб. Ветер N 3-4 балла. Скорость 2.5-3 узла.
12:30 - На вахте Глузман. Ветер N 3-4 балла. Скорость 3 узла. Виден вход в бухту о-ва Путсари.
14:00 - Вместе с «Победой» находимся у входа в бухту о-ва Путсари. Подходит «Порыв».
15 - 24 - Встали у причала о-ва Путсари. Стоянка, осмотр острова, обед. Подготовка к переходу до Сортовала.
18 июля 1968г.
03:00 - Вышли, КК=35, в направлении светящего знака на о-ве Мутасари. Ветер N-NNW 2-3 балла. Ход 2 узла.
05:00 - Вошли в Сортавальские шхеры.
09:10 - Находимся на траверзе знака Таруниоми.
11:15 - Встали у причала г.Сортавала. Осмотр города, покупка провизии и т.д.
17:00 - Вышли из Сортавалы. Слабый ветер N-NNO.
23:00 - Встали у причала дома творчества.
19 июля1968г.
Проверка девиации компасов. Подготовка к переходу на ос-в Валаам.
16:00 - Ветер N-NNO 3 балла. Вышли со стоянки дома творчества.
21:30 - Встали у причала в Монастырской бухте.
22:00-23:00 - Приборка, ужин.
20 июля1968г.
Стоянка в Монастырской бухте. Подготовка к переходу на Новую Ладогу.
19:00 - Вышли для перехода в Таможенную бухту о. Валаам. Во время постановки грота заклинило гротофал. Попытки провести ремонт на воде к успеху не привели. Остановились у скалы с клинописью и, использовав подходящее дерево, произвели ремонт. Одна из прядей фала оказалась замятой роликом.
22:00 -.Вышли из Монастырской бухты. Сильное волнение. Ветер NO-5 баллов. При попытке дать предупредительную ракету упал в воду ствол ракетницы. У входа в Таможенную бухту встретили "Победу" - она вышла нам навстречу.
23:00 - Встали у причала.
21 июля1968г.
Стоянка в бухте Таможенная о-ва Валаам. Подготовка к переходу через Ладожское о-ро.
13:50 - Вышли из бухты Таможенная. Ветер N-NNO 5 баллов. Вахтенные Носкин и Землеруб. По выходе из бухты пошли к о. Ханхипаси.
15:20 - Находимся на траверзе о. Ханхипаси. Сделали поворот фордевинд и легли на КК=135. Ход 4 узла.
18:00 - Ветер N - 2-3 балла. Ход 2-2.5 узла.
21:00 – Ветер зашёл к NO и усилился до 4 баллов. Ход 5. узлов
23:00 - Ветерпродолжает заходить к Ost 4-5 баллов.
22 июля1968г.
00:10 - Вахту принял Глузман, Дорбер. Ветер NO 4-5 баллов. КК=135.
00:30 - Ветер Ost 6 баллов со шквалами до 7. Значительное волнение.
03:30 - Открылся маяк о.Сухо, прямо по штагу. КК=135.
04:00 - Открылся маяк Стороженский. Флагман привёлся на огонь маяка Стороженский, видимо, с целью выйти на о. Сухо более полным курсом. Следуем за флагманом КК=83.
04:30 - Легли на кк=168. Ветер ONO 5-6 баллов.
06:00 - Находимся на траверзе маяка о. Сухо КК=168. Вахтенные Волков, Глузман. Ветер NO 3 балла.
08:30 - Вышли к ограждающим вехам банок Варецких. КК=162. Отчётливо виден ориентир - собор у Новоладожских створов.
12:30 - Не выйдя на приёмный буй сели на мель. Убрали парусину, удалось развернуть яхту против волны.
15:00 - Снялись с мели с помощью экипажа "Победы" и местной мотолодки.
16:00 - Встали у стенки.
19:00 - Перешли на стоянку к причалу судоверфи.
19.00-23.00 - Подготовка к переходу на Свирицу.
23 июля 1968г.
03:00 - Подъём.
03:30 - Вышли со стоянки Н.Ладога к Свирице. ИК=13.5.
05:00 - Вышли на приёмный буй. Ветер NW 3 балла. Ход 4 узла.
12:20 - На траверзе Стороженский маяк.
15:10 - Вышли к поворотному бую банки Сев. Тофпаково. ИК=133.
17:05 - Красный буй, легли на створы р.Свири.
19:50 - Встали у причала Свирицы.
24 июля1968г.
03:00 - Вышли из Свирицы к Нижне-Свирскому шлюзу. (буксир "Барнаул"). Вахтенный Носкин.
14:00 - Вышли со стоянки у нижнего шлюза. Буксировщик обстановочный катер "Чиж". Вахтенный Дорбер.
23:30 - После прохождения шлюза встали на стоянку в ковше у шлюза.
25 июля1968г.
09:00 - Встали у пристани г. Подпорожье.
12:00 - Ушли, заправившись горючим вверх по Свири.
23:00 - После прохождения Ивинского разлива встали на стоянку.
26июля1968г.
03:00 - Подъём.
05:00 - Вышли со стоянки.
11:00 - Пришли в Вознесенье. Подготовка к переходу на Петрозаводск.
22:00 - Ветер NW 1-2 балла. На вахте Носкин, Землеруб. Вышли от причала Вознесенье
23:50 - КК=80. Находимся на траверзе м.Куликов. Ветер NW 3 балла.
27 июля1968г.
00:20 - Вахту приняли Глузман, Волков. КК=6. Ветер NW 3 балла. Ход 1.5-2 узла.
02:15 - Находимся на траверзе мыса Часовня. Ветер NW упал до 1-2 баллов.
03:30 - Находимся у W буя (Iого) м.Самбо. Ветер ONO 2 балла.
04:00 - Вышли к W бую (IIой). Легли на КК=320.
06:00 - На вахте Землеруб, Волков.
07:50 - КК=330. Находимся на траверзе м. Сухой Нос.
11:30 - Траверз о. Брусно.
21:00 - Подошли к причалу Петрозаводского клуба ДОСААФ.
27 июля1968г.
08:00 - Подъём. День ВМФ.
10:00 - Приняли участие в празднике, посвящённом дню ВМФ.
12:00 - Поставили на зарядку аккумулятор и отправились осматривать город.
28 июля 1968г.
08:00 - Подъём. День ВМФ.
10:00 - Приняли участие в празднике, посвящённом дню ВМФ.
12:00 - Поставили на зарядку аккумулятор и отправились осматривать город.
29 июля 1968г.
08:00 - Подъём. Завтрак. Подготовка к переходу. Ревизия и ремонт двигателя. Установка аккумулятора после зарядки.
15:30 - Отошли от причала клуба ДОСААФ. В связи с тем, что член экипажа яхты "Победа" т. Разин. Л вынужден был отбыть в Москву, член экипажа яхты "Пинта" Землеруб Ю. был переведён на "Победу". КК=100. Ветер N 3 балла.
16:00 - Ветер зашёл к Ost 5 баллов со шквалами.
17:10 - Прошли Ивановский маяк и вышли к приёмному бую у N вехи. 17.20 КК=38.
18:30 - Находимся на траверзе м. Монак. Ветер NO 5 баллов.
22:00 - Находимся у входа в Кижские шхеры. Ветер 0 баллов. Запустили двигатель. Через 10 м заглох на полном газу. Перегрелся. Идём под буксиром за "Порывом".
23:00- -Встали у причала о-ва Кижи.
30 июля 1961 (1968, конечно ЛНГ)
Стоянка на о. Кижи, осмотр музея, ремонт двигателя.
31 июля 1968г.
08:30 - Вышли с о.Кижи. Ветер N-NO 4 балла. На вахте Носкин.
10:40 - Находимся у маяка Гарницкий.
11:30 -Легли на КК=132. Ветер NNW 4 балла. Ход 3.5 узла.
18:00 - Находимся на траверзе маяка Бесов Нос. Высаживаться не стали. Легли на КК=157, идём на Вытегру. На вахте Волков. Ветер NNW 2-3 балла. Ход 2 узла.
22:30 - Траверз м. Муромский.
1 августа 1968г.
00:40 - Виден маяк Андомский курсовой угол 30.
На вахте Глузман.
02:30 - Находимся на траверзе м. Андомский. Ветер NNW 2 балла. КК=157. Ход 1.5 узла.
02:00 - Догнали ушедшую вперёд "Победу". Виден маяк Петропавловский.
05:00 - Виден приёмный буй Вытегры. Ветер OSO 3 балла.
06:00 - Вошли в устье Вытегры. На вахте Волков.
08:00 - Стоянка в г. Вытегра.
11:30 - Пошли к шлюзу. Проходим шлюз вместе с "Волго-Балтом" №25.
23:30 - Вышли из 6 шлюза. Попытка найти буксир не удалась.
2 августа 1968г.
00:30 - Встали на ночлег в бухте у земснаряда. Гроза.
07:00 - Вышли под моторами вниз по каналу.
17:00 - Заправились топливом у Аничкина моста. (Анненский мост, наверное. ЛНГ)
21:30 - Отказал двигатель, полетела вилка переключения скоростей, а запасной нет.
21:30 - Нас взял на буксир т/д (????) "Шуя".
22:00 - Под буксир встали "Порыв" и "Победа".
23:50 - Встали на ночлег у Белого озера.
3 августа 1968г.
06:00 - Буксировщик решил идти обводным каналом. Канал мелкий, часто цепляем за грунт.
17:00 - Стоянка в г.Белозёрск.
18:30 - Снялись со стоянки.
23:00 - Остановились на ночлег.
4 августа 1968г.
06:00
5 августа 1968г.
03:00 - Пошли к шлюзу Усть-Угольный.
05:00 - Прошлюзовались и под буксиром за "Порывом" и гротом пошли в направлении Череповца.
05:30 - Освободились от буксира. Ветер W-WSW 3-4 балла. Поставили поповый стаксель. Ход 3 узла. "Порыв" и "Победа" ушли вперёд под моторами.
08:00 - Ветер SW 5 баллов со шквалами до 6-7.
15:30 - Подошли к паромной переправе г. Череповец.
6 августа 1968г.
Прогноз NW 7баллов, волна 1.5-1.7 м., видимость 4-10 км.
19:00 - Отошли от паромной переправы к Череповецкому яхтклубу. (тренер Королёв Лев Кириллович, директор Шуров Вячеслав Петрович).
22:00 - Сели на мель у 194 буя.
22:30 - Снялись с мели.
7 августа 1968г.
01:00 - Встали у причала яхт-клуба.
04:50 - Отошли со стоянки.
05:20 - Прошли буй №183.
12:00 - Находимся у Мяксинских створов.
14:00 - Ход 5 узлов. ИК=177. Ход 5 узлов.
19:05- -Прошли Мологу.
23:30 - Вошли в бухту "Брусничная".
8 августа 1968г.
11:00 - Вышли из бухты. Ветер N,NNW.
16:00 - Встали в бухте Федотьево (????).
18:30 - Вышли к Угличу
23:00 - Встали у пристани г. Углич.
9 августа 1968г.
04:30 - Прошлюзовались.
16:30 - Стоянка у Калязина.
23:30 - Встали на ночлег в бухте у Б. Городка.
10 августа 1968г.
06:00 - Ушли на Дубну. Ход 2.5-3 узла.
14:00 - Отметили окончание похода.
15:00 - Причал яхтклуба г.Дубна. Передал яхту Н.В.Григорьеву.
Вахтенного журнала продолжения сезона 1968 года нет, зато есть немного воспоминаний и фото. Далее «Пинту» «оседлали» НВГ, РБШ (Ростислав Борисович Шапошников) и я – Лев Григорьев.
Правда, мне не ясно где и когда я присоединился к старшим товарищам (по ряду обстоятельств - точно не раньше 22 августа). Предполагаю, что РБШ и НВГ наслаждались неспешным катанием по Волге, и забрали меня, вернувшись в Дубну, или (что маловероятно) я присоединился к ним в Калязине, потому что в Греховом ручье я уже был. Там мы встретили несколько яхт, на которых Д.Зворыкин «выкатывал» с дюжину юных (10-15 лет) яхтсменов.
Дмитрий Леонидович - старейший московский парусник, видимо, ещё с довоенных времён (участвовал в Поволжской регате 1944 года! В начале 50-х создал детскую парусную школу в «Крыльях Советов» («Труд»), потом в «Науке» («Буревестник»). И вот 1968 год...
Дальше мы довольно быстро прошли до Рыбинки, конечно, зайдя в «Чудо Из Чудес». На Рыбинском в-ще пытались забраться в какую-то не посещавшуюся доселе речку.
Дошли до Мологи и зашли в Малиновский ручей. Шёл дождь, РБШ, наскоро обследовав берег доложил, что на косогоре стоит палатка (под неё, естественно, течёт вода), из которой торчат четыре ноги: три мужских, одна - женская.
Мы познакомились утром. Оказалось семья (муж, жена, дитя) с другом из Калинина. Их сюда забросили друзья рыбаки из Весьегонска на рыболовном судне, оставив тяжёлую гребную лодку. На этой лодке как-то раз (мы дружили несколько дней) я с ними (мужиками) ходил на другой берег за продуктами (главное - за водкой).
Кстати, там была водка 56 градусов. Я такую видел, пожалуй, ещё только однажды (где-то на Волго-Балте). Возвращались под проливным дождём с встречным ветром. Я грёб и развлекал товарищей песнями Высоцкого, которых знал уже пару десятков. По прибытии мне, промокшему и продрогшему, налили и велели выпить почти полный стакан (такими дозами мне ранее пить не приходилось) - и ничего, легко прошло.
У отца семейства (милиционера) был с собой табельный пистолет, из него пострелять не довелось, и мелкашка, с которой мы пытались охотиться на уток с лодки. Хотя у меня был неплохой опыт спортивной стрельбы, охота не задалась. Прицельной стрельбы даже на 20 метров не получалось, а ближе плавающие утки не подпускали. Казалось, видно, как пуля летит. Может ствол был разбит, а, скорее, патроны - старые.
И мне (я летом поступил в МИФИ) и ребёнку наших новых друзей 1 сентября надо в школу. За ними (наверное, 30.08) пришёл тот самый рыболовный катер. Большой такой, вроде МРС. Мы решили воспользоваться оказией и отбуксироваться в Весьегонск. Почему-то они нас ожидали на фарватере, и мы к ним выдвигались своим ходом всем составом на «Пинте», таща за собой и гребную лодочку, на которой подруливал веслом РБШ.
Когда мы подошли к катеру и отец вместе с калининцами перешёл на него, выяснилось, что экипаж его ( 2 чел.) буквально не стоит на ногах (когда НВГ отодвинул рулевого от штурвала, тот рухнул и отключился). Так и пошли: НВГ вёл катер, на буксире: я на «Пинте», РБШ на лодочке. Когда подошли к Весьегонску, отец растолкал капитана катера (Куда вставать, то?!), тот, проморгавшись, неожиданно точно и аккуратно подвёл катер к месту своей стоянки (После чего снова отключился, швартовались мы сами.).
Тверские приехали в Весьегонск на «Победе», на ней же и уехали, прихватив меня. Высадили меня ночью у станции, я дождался первой электрички и благополучно приехал в Москву. Получается, от Дубны до Весьегонска я был на яхте неделю. Как шли в Москву НВГ и РБШ - не знаю - не помню.