Первое плавание московских яхтсменов на Рыбинское море в 1947 г.


    Этот отчет содержит фотографии, иллюстрирующие первый поход московских яхт в год образования "Рыбинского моря", в 1947 году.
Все комментарии к фотографиям  и предисловие даны капитаном яхт ‘Пинта’ и ‘Борей’ Львом Николаевичем Григорьевым  сыном коммодора этого похода Н.В. Григорьева.

 

Ясно, что инициатива была снизу, а получить разрешение надо
было сверху. Поэтому эта инициатива была обставлена необходимой бюрократической шумихой и т.д. (Тем более, что ВЫСОКАЯ организация похода давала возможность запастись жратвой, что в то время, наверное, определяло многое - карточная система была).
    Видимо, всевозможная режимность (прохождение мостов, шлюзов и т.д.), априори, предполагала оформление кучи бумаг, подписей, поручительств и т.д.
    Подробности: харчи были получены с большой задержкой, поэтому  в походе появились прокисшие сметана и творог, которые,  естественно, были съедены в первые дни, что вызвало маяту животом  у всех участников похода - понятно!?
    Далее, Н.Григорьев рассказывал мне, что когда грузили на яхту  (Почему-то в Северном порту??) хлеб, какой-то доброхот с баржи сказал, что мало, мол, берёте - на Волге хлеба нет. Отец, даже, дёрнулся было сдавать этого очумельца в органы, как распространителя антисоветской пропаганды, но, подумавши, велел прикупить хлеба ещё. И не зря, потому что в Угличе хлеб добывали с боем, прикрываясь значимостью похода и ворохом бумаг, подтверждающих эту значимость.   
Ещё о еде в этом походе. Были какие-то американские консервы - вроде котлет, которые поначалу пытались жарить, но есть их было трудно - внутри котлет получался "песок" и сухая пыль. Эти консервы стали добавлять в супы, что придавало им мясной вкус и сухой осадок на дне кастрюли. В.Чистова, видимо, единственная владевшая англицкой речью, прочитав этикетку, поняла, что внутри банок содержится собачий корм - пипикан - чёрт знает, каких животных мясо вместе с костями, провёрнутое мясорубкой - осадок это молотые кости. Сожрали!
    Ещё: на первом переходе под парусами на яхте "ОРЁЛ" ведро(!) с топлёным маслом опрокинулось в трюм - естественно, было собрано.
   

                                

 

Это  распечатка черновика отчёта о походе 1947-го года, написанного рукою Н.В. Григорьева (имеется в архиве)

                       

                      
нач. УСО МГКФиС т.Чатлих (??)
Нач.ЦВМК Леонтьеву
Предс. Моск. Парусной секции т.Адамовичу
Отчёт об учебно-тренировочном походе московской сборной команды яхтсменов в июле 1947 г.
I. Цели и задачи похода и подготовка
Учебно-тренировочный поход проводился на основании приказа Московского комитета по делам физкультуры и спорта №___
об организации Сборной команды г. Москвы по парусному спорту.
Поход должен был проводиться одновременно с зачётным походом школы яхтенных капитанов, которая должна была выполнить поручение Республиканского Комитета об изучении берегов  Рыбинского водохранилища и подыскании места для организации Республиканского Яхт Клуба!
Однако, осложнения в снабжении и финансировании этого мероприятия вынудили Комитет РСФСР отказаться от своего предложения и поэтому экипажи и суда, которые должны были его выполнять, частично присоединились к походу Московской Сборной.
 Поход имел своей главной задачей тренировку членов Команды в условиях открытых водных пространств, т.е. большой волны, переменных ветровых условий и выработки навыков вождения тяжёлых судов в незнакомой обстановке. Финансирование и продовольственное снабжение похода было определено Комитетом на 18 участников в течение 20 дней. Лимитация мест на продукты была получена на 305 ч/дн  10.07 к концу дня. 11, 12 и 14 июля оформлялись в нескольких инстанциях наряды. 15 - были получены и отвезены в гавань продукты, а 16-го в 18ч. 35 минут суда похода тронулись в путь на буксире за самоходной баржей №36.
 Таким образом, поход начался с опозданием на 8 дней.
В момент начала похода в его состав входили следующие суда:

Название судна                       Класс           Владелец             командир судна

ОРЁЛ                                        Некл.            Спартак               Е.Б.Архангельская
КАШАЛОТ                                    Т                Динамо               В.Б.Линковский
КОРМОРАН                                   Т               Кр.Сов.                Д.Л.Зворыкин
КОМПРОМИСС                             Некл.            Энергия               Е.И.Сахарова
СНАРК                                        Некл.            Кр.Сов.                А.А.Чумаков
НЕРПА                                          Т                ЦВМК                  Т.А.Пинегин

Из них "Нерпа" вышла  12.07 в качестве разведчика.
 Из состава Московской Сборной в походе приняли участие следующие лица:

1.Е.Б.Архангельская              Спартак
2.Е.А.Баудио                         Кр.Сов.
3.Л.С.Генфер                        Кр.Сов.
4.М.С.Коможная                    Энергия (Колюжная ???)
5.А.С.Кузьмина                     Спартак
6.К.В.Мельгунов                   Кр.Сов.
7.М.П.Поляков                     Спартак
8.Т.А.Пинегин                      ЦВМК
9.Е.И.Сахарова                     Энергия
10.А.А.Чумаков                     Кр.Сов.

 Кроме того, в походе участвовали слушатели школы яхтенных капитанов-

1.Е.Г.Ромашков                    (пом. ??? похода)
2.Е.Б.Линковский                 (политрук похода)
3.Д.Л.Зворыкин                   (Зам.нач. похода)
 
Лица, взятые на пополнение команд:

1.В.Н.Бондарь Яхт.матрос    (Динамо)
2.М.Л.Кербер -"-                  (Динамо)
3.О.М.Лебедева -"-              (Спартак)
4.В.П.Чистова -"-                 (Динамо)
5.В. .Сорокин рул. 2 кл.       (Кр.Сов.)
6.В.П.Юрков -"-                   (ЦВМК)
7.Е. .Тарасова рул. 2 кл.      (ЦВМК)
8.А. .Мильман Яхт.матрос    (ЦВМК)
9.В.И.Замечник рул. 2 кл.    (Кр.Сов.)
 

Таким образом всего на 6 судах вместе с н-ком похода принимало участие 22 человека, из них 15 обеспеченные  довольствием от Моск.К-та и 7 за свой счёт.
 Все члены Моск.сборной были распределены по всем судам.

II. Календарь похода
 

12 июля из гавани ЦВМК вышел первым швертбот "НЕРПА" для предварительной разведки и установления мест береговых стоянок.

    Похоже, все яхты (кроме Нерпы) в ожидании самоходки №36 на левом береге канала  напротив  Хлебниковского затона.


 16 июля остальные 5 судов были взяты в Хлебниково на буксир с/х баржей №36,

Тронулись на буксире самоходки №36; до боли знакомый мост Дмитровского шоссе, которого уже нет. На переднем плане, очевидно, "КОРМОРАН", потому что - Дмитрий Зворыкин.

а 17 июля в 13 ч. отцепились от неё в районе устья р.Нерль у дер.Медведица и пошли в свободное плавание при ветре в 4-5 баллов в лавировку.

"КОМПРОМИСС". В этой серии кадров - все зарифлены – похоже на переход от Медведицы до Никитского.

в 19:10 встали на ночёвку у дер.Никитское около Калязинского ж/д моста.
 18 июля при ветре до 6 б. в лавировку прошли под мостом и в 14:30 ошвартовались у пристани  Калязин.

  

                                                              Калязин.

В этот день имели место две аварии:
на ш/б "КОРМОРАН" вырвало скобу вертлюга, на
ш/б "КАШАЛОТ" поломало перо руля и патент-риф.
"КОРМОРАН" исправил повреждения сам, а "КАШАЛОТ" - в мастерских местного техникума.
 В 16:35 все суда за исключением "КАШАЛОТ"а, который ожидал окончания ремонта, отошли при ветре в 2-3 б. в лавировку и в19:35 встали на ночёвку на правом берегу напротив пристани Прилуки.
 Во время этого перехода на Снарке и Орле было замечено, что новые паруса рвутся по швам, т.к. нитки были гнилые.
 19 июля, отойдя от места стоянки в 10:30,  в 12:45 подошли к воротам Углического шлюза,

но так как "КАШАЛОТ" всё ещё находился в Калязине, встали на ночёвку в 3-4 км от шлюза у дер.Котово. Ночью подошёл "КАШАЛОТ".
20 июля в 9:00 вошли под парусами в шлюз, прошлюзовались и под парусами же вышли к пристани Углич, - всё при встречном ветре силою 2-3 б.

  

                                                         Углическский шлюз.

Вход в Углический шлюз и выход из него под парусами. В истории Московского парусного спорта это было первое самостоятельное шлюзование (на канале им.Москвы было строго - только на буксире  с каким-нибудь караваном). Плаврымов не было, яхты шлюзовались одни(???), воду спускали очень шустро - видимо, было весело.


 В Угличе запаслись продуктами, осмотрели город и музеи, и в 13:45 отошли вниз по Волге при слабом ветре переменных направлений.
 Около 21:00, пройдя пристань Мышкин, встали в бухте у дома отдыха "Мосэнерго" у с.Одотино?????.
 21 июля в 9:05 - 9:20 дан старт крейсерской гонки с гандикапом с финишем у дер.Ефаново в Рыбинском в-ще.
 Пункт финиша оказался недоступен, т.к. путь к нему преграждался полосами затопленного леса.

                          Затопленный лес на Рыбинском в-ще, в районе дер. Ефаново???

Но последовательность судов и их ходовые качества определились задолго до финиша.
 Пройдя выходной буй Рыбинского Моря увидели ш/б "НЕРПА" и, соединившись с ней, взяли курс на Юршинский о-в (вблизи г.Переборы), где встали в 20:15.
 Этот день яхты впервые шли при очень длиной накатистой волне в условиях, резко отличающихся от "своей" акватории.
 22 июля была вновь назначена гандикапная гонка с финишем у дер.Колобово на сев. мысе устья р.Сагожь(????) (район Пошехонье-Володарск).
Старт раздельный с 9:08 до 9:50. Гонка шла в лавировку галсами продолжительностью от 2-х до 3-х часов.
Дистанция проходила при ветре в 2 балла, но при большой волне и вне видимости берегов. Суда финишировали от 15:40 до 16:22, пройдя около 60 км.
 23 июля С 9:00 до 9:50 дали старт гандикапной гонке Колобово-Мякса вдоль восточного берега водохранилища с удалением от него до 10-15 км.
Около 15:20 с W надвинулась гроза, сопровождавшаяся двумя шквалами силою до 8-9 баллов. В результате этого суда потеряли друг-друга из видимости, у ш/б "НЕРПА" порвало паруса, а ш/б "КАШАЛОТ" лёг, и был поднят после шквала подошедшими к нему яхтами "СНАРК" и "КОМПРОМИСС", после чего все трое направились к берегу в районе дер.Щетинское, там встретили Нерпу и остановились на ночёвку.
"ОРЁЛ" и "КОРМОРАН", встретившись в Гаютино, продолжали путь в ночное время, неся топовые огни, до Мяксы, к которой и подошли ночью 24 июля.
Отставшие суда присоединились к ним 25 июля между 15 и 16 часами.
.................................................
 26 июля в 9:25 вышли обратно при попутном ветре переменной силы курсом на мыс коренного берега западнее о-ва Юршанский. С наступившей темнотой "КАШАЛОТ", "КОРМОРАН", "НЕРПА" и "СНАРК" несколько увалились и вышли к о.Юршанскому, где и заночевали.
"ОРЁЛ", возвращавшийся за отставшим "КОМПРОМИСС"ом, ночевал с ним на острове у дер.Легково.
 Суда соединились утром 27 июля и общей колонной в 10:00 вышли на Мышкин с попутной остановкой на о-ве Песчаном - на обед.
 28 июля - днёвка в бухте у д/о "Мосэнерго" - штиль и дождь.
 29 июля начали тренировочную гонку с пересадкой.

    29 июля - тренировочная гонка с пересадкой в г.Мышкин. У шеста Н.В.Григорьев, справа Зворыкин (при колоколе) и может быть  Архангельская.


После нескольких стартов, на втором круге ш/б "НЕРПА" потерял мачту, вследствие невнимательности рулевых Кузьминой и Архангельской.

   

Яхта "НЕРПА" со сломанной мачтой. А.Кузьмина и Н.В.Григорьев. Произошло следующее: на встречных галсах А.Кузьмина и Е.Архангельская не разошлись, стукнувшись мачтами - результат...
По скудным сведениям А.Кузьмина - ну, очень азартная гонщица.
Яхта "НЕРПА" - цельно дубовый швертбот, включая палубный настил - в памяти потомков известная как яхта Пинегина. Т.А.Пинегин - говорить не надо. Олимпийский чемпион 1960 года.   Ну, очень злобный гонщик!


После этого было принято решение возвращаться в Москву.
 30 июля в 22:00 с попутным караваном вышли из Мышкина в Москву.
(есть подозрение, что значительная часть последующего текста написана матушкиной рукой. Причины - невосстановимы. Л.Н.Г.)
Вследствие недостатка продуктов часть экипажей была в Кимрах отправлена поездом (вечером 7 августа), а оставшиеся  у Большой Волги переселились на самоходную баржу.
2 августа в 19 часов вышли с самоходной баржей в Москву, куда и прибыли 3 августа в 7 часов утра.
 Всего за поход пройдено.......км. из них под парусами ...........км.  Ходовых дней под парусами – 10  на буксире - 4, стоянок - 4 дня. Средняя продолжительность ходового дня - 7.5 часов
Продолжительность ходового дня составляла в большинстве случаев от 5 до 9 часов, два дня были по 3-4 часа, а два дня - по 13-14 часов (переход Колобово-Мякса и Мякса- Юршинский)????.

III.Итоги похода

Подводя итоги похода можно сказать, что поход решил большую часть поставленных задач, за исключением обеспечения полноценной спортивной тренировки. Вследствие малого знакомства с условиями плавания в районе похода, основной упор похода был сделан на плавание в Рыбинском море, специфика которого такова, что плавать можно только в большом удалении от берегов.
(здесь, судя по рукописи, должна быть вставка??? Л.Н.Г.)
Отсутствие береговых стоянок, более или менее подходящих для  проведения тренировочных гонок, не позволило выполнить план тренировок, что усугубилось аварией яхты "НЕРПА", которая помешала провести пересадки в конце похода.
 Большой моей ошибкой, как кажется теперь, было то, что по незнанию условий плавания с самого начала похода не была введена ежедневная (от стоянки до стоянки) смена экипажей между судами, что без всяких пересадок сделало бы тренировку весьма эффективной.
 Дисциплина участников похода, в общем, была на достаточно высоком уровне, за исключением двух-трёх случаев недисциплинированности командиров судов, происходившей от их неопытности и слишком большой самоуверенности.
 В походе имели место две аварии, суждение о которых должна вынести аварийная комиссия судорегистра. Это авария с швертботом "КАШАЛОТ" под командованием Линковского и авария яхты "НЕРПА" в гонках с пересадкой по вине Кузьминой и Архангельской.
Менее серьёзные аварии (разрыв парусов, поломка руля, румпеля, поломка патентрифа и т.д.) ликвидировались силами команд и не нарушали графика похода.
 Считаю, что большая часть участников похода серьёзно относилась к его задачам и получила нужную морскую практику.
Часть участников в полной мере можно считать сдавшими практические экзамены на яхтенных капитанов речного плавания.
 В числе лучших следует отметить: Чумакова, Зворыкина,Сахарову, Гаудио, Архангельскую. Кроме них, следует считать сдавшими практические нормативы в объёме, требуемом для яхтенных капитанов речного плавания, рулевых I класса: Камошную, Ромашкова и Линковского и на рулевых 1 класса рулевого 2 класса Кузьмину.
 Следует считать полностью сдавшими практические экзамены на рулевого 2 класса яхтенных матросов: Юркова, Бондарь и Лебедеву.
 Следует отметить некоторые моменты, относящиеся к дальнейшей организации подобных походов:
 а) нельзя допускать проведения таких походов на швертботах класса "М" и "Р";
 б) необходимо иметь в ЦВМК достаточное количество карт Рыбинского и Углического водохранилищ;
 в) снабжать суда, идущие в походы, как минимум, компасами и, желательно, "лагами";
 г) в будущем году провести поход небольшой группы квалифицированных яхтсменов на яхтах, снабжённых всеми необходимым штурманским оборудованием, для нанесения на карту всех ориентиров и контуров плохо проходимых мест, а также составления краткой лоции Рыбинского моря.
 С точки зрения пригодности таких походов для тренировки сборной считаю их безусловно полезными для  тренировки наиболее квалифицированных членов сборной на килевых яхтах. Сбор будущего года следовало бы провести не в походе, а на базе дома отдыха "МосЭнерго" напротив Мышкина.
Столовая дома отдыха может принять на снабжение всех участников сбора, а район плавания подходит для всех классов судов, которые весьма легко могут быть туда доставлены.
Это же место мы считаем одним из самых подходящих для организации учебной базы-лагеря для подготовки яхтенных капитанов.
 Прошу Секцию и Комитет рассмотреть вопрос об организации такой базы.
 В заключение отмечаю хорошую работу зам.нач.похода по хоз.части т.Зворыкина.
 
Командир похода                         яхтенный капитан                            "Н.В.Григорьев".

           

 

Приложение: 1.Карта похода
                     2.Судовая роль
                     3.Списки личных вещей и снабжения яхт
                     4.План похода
 

За время похода яхтенный фольклор пополнился такими куплетами - 

На швертботе "Корморан"
ходют в бурю и в туман -
даже, полный штиль когда,
у него свои хода!                           

На килёвой яхте "Снарке"
дисциплина вся насмарку.
Потому что Вовка-шкет -
хочет робит, хочет нет.

А на флагманском корвете,
девки - краше нет на свете!
Их со вкусом подбирал
дядя Коля - адмирал!

"Наблошнился и пиляй,
и не дрейфь, и мать ети..." -
так Григорьев Николай
обучает братию.

Нас мотало по морям,
что ни день - то хуже.
Сколь приятна стала нам
клязьминская лужа.            

      

                                                            Яхта Орел

    


Флагманское судно "ОРЁЛ" единственная яхта в эскадре с  бермудским вооружением. По воспоминаниям Михаила Леонидовича Кербера его экипаж был следующим: Николай Владимирович Григорьев, Елена Борисовна Архангельская, Валентина Павловна Чистова (в скором времени ставшая Григорьевой) и М.Л.Кербер. Однако, на ряде фото отчётливо видно 5 человек.

       

 
1Дмитрий Л?? Зворыкин в Мяксе, пока все гуляли, организовал экскурсию для детей - полезное дело, им можно дать трудовую повинность: помыть палубу, принести пожрать и т.д. Но, главное, конечно, радоваться радости детей. В этом деле Д.Зворыкин (кликуха - ЗВЕРЮКИН) остался верен себе.
 В 1968 г. под Угличем он был замечен мною  на двух или трёх яхтах в компании полутора десятков юнцов (10-15 лет), которым он прививал любовь к  парусному спорту и, жизни вообще.
Имеются фото, отражающие этот момент с присутствием Н.В.Григорьева, Р.Б.Шапошникова и меня.                                         

 


Какое-то собрание капитанов. По часам: Д.Зворыкин, Н.Григорьев, В.Линковский, ??, Е.Сахарова, А.Чумаков, Е.Архангельская.
В.Б.Линковский - ранее был замечен в перегоне яхт "АВРАЛ" и "СЕРГО"   из Москвы в Саратов (или Куйбышев???) в 1938 г..
Был председателем тех.комиссии в ЦВСК ВМФ. В ВМФ судьба дала мне   возможность встретиться с ним. Ходили по Волге походом три яхты:
  "Порыв", "Поиск", "Победа" в честь 100-летия В.И Ленина, адмиралом   был Линковский. Замечательно, что в Рыбинске в шлюз заходили   под парусами - ТРАДИЦИЯ!   Надо будет попытаться вспомнить этот  поход - много забавных баек.

 

В г.Мышкин. Слева - направо: Л.Кербер, А.Чумаков, (перед ним м.б.  Константин Мельгунов), Л.Генфер, Н.Григорьев (сзади), Д.Зворыкин, Е.Архангельская, В.Бондарь. Остальные - не идентифицированы.

    


 Похоже на стоянку на острове Песчаный на подходе к г. Мышкину. Жара. Варили компот. Ведра с ним охлаждали в спасательных кругах. Наслаждались жизнью. Слева – Зворыкин. Справа – Сахарова

                       
 

     Все шесть яхт, похоже, на о.Юршинский. "СНАРК", "КОРМОРАН", "ОРЕЛ", "НЕРПА", далее неясно.

На переходе Колотово-Мякса в шторм Кашалот лег, был поставлен на киль при поддержке Снарк и Компромисс. На этом фото похоже они сушатся у дееревни Щетинское. Носом влево – Снарк, вправо – Компромисс, кормой – Кашалот.
 

В Мяксе. Слева направо: 1 Александр Александрович Чумаков, 4 Лидия Сергеевна Генфер, 5 М.Л.Кербер, 6 Вова Бондарь, 7 Е.Б.Архангельская, 8 В.П.Чистова, 9 Н.В.Григорьев, 10 Елизавета ?? Сахарова, остальные персонажи не определены.
А.А.Чумаков - на тот момент чемпион СССР. В Московском парусном спорте известная личность.
Лидия Генфер - знаменита была в московско-парусном мире, прежде всего как преферансист очень высокого уровня.
  ЛЕГЕНДА: В электричке по дороге к платформе "ВОДНИКИ" Лида, сидя   рядом с парой мужиков, шуршащими картами, согласилась расписать с   ними пульку. Быстро поняв (вист 5 копеек), что играют "на лапу", она   ухитрилась раздеть их в пух-и-прах до Водников. Расплатившись, мужики   целовали ей руки - за урок. (Записано по памяти со слов Л.Сухова)
Миша (Михаил Леонидович) Кербер - сын Леонида Львовича Кербера,   заместителя А.Н.Туполева по оборудованию. Единственный, кажется,   живой на сегодня участник похода.
 Вова Бондарь - в будущем военный моряк, самый молодой участник похода.
 Е.Б.Архангельская - многократный чемпион г. Москва и, вероятно,  на уровне СССР. Кличка - "Королева слабых ветров".
  В начале 70-х была тренером в я/к "Аврора" и пестовала  женскую команду на "М", имён не помню, но девушки были очень хорошие.
  АНЕКДОТ: предисловие - строились в "Авроре" разные яхты, в том числе -  "ГОЛЬФСТРИМ" силами В.Марченко с примкнувшими - очень долго.
  1 апреля прихожу к Е.Архангельской и шучу: "Е.Б., слышали, ГОЛФСТРИМ  замёрз!" Ответ Е.Б.: "А, я всегда говорила, что Марченко - мудак!"
  Ясно, что женщина нас, щенков, со своим чувство юмора могла легко  "загнать под скамейку".
В.П. Чистова – в скором будущем станет  Григорьевой (моя мама), люто ненавидела   парусный спорт, любя при этом мужа, и разрешая приобщать меня к нему парусному спорту.
Н.В. Григорьев – мой отец.
Е. Сахарова - на тот момент чемпион СССР.   Смутные воспоминания детства - девушка завершила жизнь плохо.

 

 
По имев моральный ущерб, а главное по причине полного отсутствия харчей на этот момент, предприятие решили свернуть. Часть  личного состава была выслана в Москву поездом с остатками денег, которых хватало на покупку по пирожку на рыло плюс 15 коп. на трамвай. Яхты с оставшимся экипажем встали на буксир, что мы и видим: впереди "СНАРК", затем "КОМПРОМИСС", "КАШАЛОТ", "НЕРПА" с мачтой на палубе, слева - "ОРЁЛ" и "КОРМОРАН".
Интересно, что поскольку жрать было нечего, а караван шёл не спеша (медленно), то пару раз какая-то из яхт (вероятно буксировавшихся слева) отцеплялась от каравана и под парусами, устремлялась к берегу, чтобы накопать картошки и, догнав караван, обеспечить какой-то едой коллектив.

 

        Грустный флагман Н.Григорьев в компании прекрасной дамы (кажется,
       Е.Архангельской) переживает неудачное завершение похода, на  буксире по пути в Москву.

 

                                                                    Финиш.