БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ 'ЯХТЫ ЭОС' - 1952 г.


Это не мои воспоминания и не воспоминания обо мне. Это не Джером К. Джером, но, всё же трое в лодке. Мне кажется, я не зря потратил время на расшифровку этого документа. Думаю, найдутся среди современных яхтсменов (особенно московских) такие, кому будет интересно узнать, как «катались на лодочке» наши предки ровно 70 лет назад.
К сожалению фото из этого похода приложить не могу, отсутствуют, но сканы этого вахтенного журнала, если кому-то понадобятся, могу предоставить.

15 августа 2022 г.                    Лев Н. Григорьев.

 

 

Этот файл содержит расшифровку вахтенного журнала яхты «Эос» Т-7 в походе Москва -Углич.

 17-26 августа 1952 года.   Командир похода Н.В. Григорьев.

Швертбот «Эос» - один из многих, вывезенных после войны из Германии, по репарации. Кажется единственный, сохранивший своё «девичье» имя, если не считать «Орёл» - прямой перевод «Adler» и «Капитан» - «Kapitan Prien», «Дельфин», «Кашалот», «Корморан», «Компромис», «Альбатрос», «Мечта», «Корсар». Эти немецкие яхты были основой московского крейсерского флота, многие годы после войны. Сколько их было, не берусь судить. но много. На вскидку, которые я знал под новыми именами, кроме уже названных: «Нерпа», на которой ходил Тимир Пенегин. Наверняка, какие-то забыл, или не знаю. Слышал, что были ещё «Беда», «Акула» и «Черепаха», но я их не помню.

Про «Эос» ходила легенда (кажется, вполне обоснованная), что именно эта яхта была подарена Гитлером Еве Браун.


В вахтенном журнале несколько раз поминается 1947г. Именно тогда пять немецких швертботов «Т» и «Снарк» Л3 сходили на Рыбинское в-ще с целью не только изучить, только что созданный водоём, но и оценить возможность проведения крейсерских гонок.











Об экипаже:

Николай Владимирович Григорьев - с 1937г. по 70-е во всех московских клубах «дядя Коля». В парусном мире известен как конструктор многих яхт: от «Ерша»,  эмки "Сорока" до «Паллады», включая (раз уж о «Спартаке) легендарную «Шараду». Для москвичей – открыватель новых дальних маршрутов:

1938г.- «Аврал», «Серго» - Москва – Казань; 1947г.- «Орёл» и др – Рыбинское в-ще;

1959г.- «Ленинград» (с Б.Б. Лобач-Жученко, Л.В.Суховым, Р.Б. Щапошниковым, М.Л. Кербером) - Чёрное море;

1966г.- «Пинта», «Победа» - первое прохождение ВБК. Онего; 1967г.- «Пинта», «Юность» - Ладожское озеро;

1969г.- «Пинта» - ББК, Белое море;

Ростислав Борисович Шапошников – старейший авторитет в московском парусном спорте. Да, что там в «московском» - первый председатель Всесоюзной Парусной Секции (С 1965 г. Федерации Парусного спорта СССР). Великий знаток и мастер такелажного дела.

Мне довелось в юности многому научиться именно у него, например, ликовать х.б. грот, не вдевать в «чулок», а пришивать кручёный трос). В моей памяти остался как очень большой, добродушный, склонный к самоиронии человек.

Александр Степанович Гуров – в вахт. журнале чаще всего Упоминается как Алик. О нём я ничего не знаю. ЛНГ

17 августа 1952г.

11:15 - Отошли от яхт-клуба "Спартак". На руле Шапошников.

11:40 - Пришли в ЦВМК. Ведём переговоры насчёт катера и бензина. Нашли бензин и катер в 14.00.

14:42 - Отошли от ЦВМК на буксире катера "Энергия". Моторист Ермилов, бензин левый по 75к. На руле Григорьев. Шапошников собирается разводить примус. Погода сырая, ветер N 2-3 балла.

15:07 - Вошли в канал.

15:30 - Прошли заградворота и взяли на буксир "Альбатроса". Примус наконец заработал. Шапошников в саже и керосине. В рубке воняет сгоревшей нефтелавкой. Чайник повысил температуру над окружающей средой! Надолго ли.

"Альбатроса" - м.б., имеется в виду тоже швертбот "Т". Был такой, окрашенный белой краской от киля до крыши рубки, а может - и до клотика? ЛНГ

16:19 - Подходим к Учинскому водохранилищу.

16:30 - Вошли в Пестовское в-ще, ветер 3-4б. Видны яхты ДСО "Наука". Идём к д/о МХАТ на рандеву с Нисским.

17:06 - Отошли от пристани д/о МХАТ; Нисского не нашли. Курс фордевинд.
(Георгий Григорьевич Нисский – известный художник, гонялся рулевым на яхте«Форель». Матросом участвовал в Поволжской Регате1944г. Был дружен с НВГ и РБШ. ЛНГ)

 17:55 - Вошли в канал между Пестовским и Икшинским в-щами. Подходим к парому, переправляющемуся через канал.

18:25 - Вошли в Икшинское в-ще. Курс чистый фордевинд. Подходим к заградворотам((шлюза №6)зачёркнуто ЛНГ). Григорьев решает задачу куда пристать. Сзади видна яхта (М-?). Интересно, куда идут?

18:50 - Стали у аванпорта шлюза №6. Григорьев, одев белый плащ; фуражку и пиджак, пошёл договариваться о шлюзовании. 
(Есть пара фото НВГ 50-годов, видимо, в том самом плаще и фуражке, которую «по наследству» в 70-е носил и я. ЛНГ)







 
Ветер стихает, но начинает накрапывать дождик, это уже плохо, ибо спать мокрым неприятно. Пока первый этап до шлюза №6 пройден без приключений и хорошо.

19:20 - Григорьев договорился, что самоходка, которая пойдёт в 20:40, может быть возьмёт нас на буксир. Пока подходим к причалу у головы шлюза.

20:40 - Самоходка прошла, но нас не взяла. Не полагается! Диспетчер говорит, что в 00:00 или в 02:00 будет буксир, тогда и зацепят.
Принято решение ждать, расчалившись у самого входа в шлюз. Стоим хорошо. Григорьев начинает эксперименты с примусом на предмет приготовления пищи.

21:09 - Григорьев продолжает попытки развести примус и язвит по адресу Шапошникова, который днём еле одолел эту адскую машину и скипятил чайник чаю. Кроме копоти ничего нет. Григорьев молчит (по адресу Шапошникова), изредка ругается по адресу примуса.
Видно пламя, освещающее Григорьева. Кажется... нет, опять погас!!

21:15 - Хорошо бы чаю, а поесть можно и хлеба.
Кажется, примус заработал. Может быть поедим супу. Начинаются поиски кастрюлей и прочих кухонных принадлежностей. Всё нашли! Наберусь терпения и буду ждать.

22:00 - Суп сварили, но Алик опрокинул его в рундук. Похарчились нормально, легли(?!) спать, на вахте Алик.

17 августа

03:00 - Был разбужен Аликом, но по причине дождя и хотения спать прозевал караван в 03.30.

06:30 - Начали готовить харч (манная каша и чай). Слабый дождь.

07:00 - Разбужен Шапошников. Дождь прошёл. Во время умывания Шапошников наступил ногой в кастрюлю с кашей. Слава богу, не всё вылилось. Поели, попили чайку, убираемся.
Туман.

09:00 - К шлюзу подошёл воз, очень длинный и неудобный, но делать нечего, будем цепляться. Видимость улучшается (чуть-чуть).

11:00 - Прошлюзовались через шлюз №6.

12:35 - Прошли через шлюз №5 на буксире каравана. Зачалились за идущий в конце торпедный катер.

13:05 - Подходим к шлюзу №4.

13:20 - Начали шлюзование.

13:40 - Кончили шлюзование.

14:00 - Прошли мост. Шапошников, перепуганный малой высотой моста, убежал на бак и там, с ножом в руках, с содроганием ждал момента, когда флюгарка зацепит за мост. Но всё прошло хорошо - осталось ещё метра три высоты. Достаточно хорошо зная РБШ, не один сезон прожил с ним на яхте, думаю, либо он сыграл эту сценку дурачась, сейчас сказали бы – по приколу, либо этот эпизод придуман – для красного словца. ЛНГ
Сейчас нас обогнала самоходка, которая шлюзовалась вместе с нами и не хотела никого брать на буксир.

14:09 - Григорьев лёг и заявил, что пора готовить обед. Готовить не трудно, но разводить примус...!!!

14:40 - Вошли в шлюз №3.

15:00 - Кончили шлюзование и вышли из шлюза №3. 15.05Алик и Шапошников готовят обед:один готовит обед, а другой стоит на руле и даёт указания как разводить примус. Обед получился не плохой. Все остались довольны. Суп не опрокинули, и никто не наступил или не сел на чайник.

19:00–20:00 Уныло бредём по каналу. Григорьев и Алик после обеда сладко спят. Впервые за два дня проглянуло сквозь туман садящееся солнце и опять скрылось, но небо стало всё-таки светлее.
Ветер S-O 1-2б. На О развились пятна голубого неба. Может быть будет хорошая погода, а пока одел плащ, - стало холодно.

19:40 - Григорьева разбудил чай. Всё также уныло бредём по каналу.

20:10 - Быстро начинает темнеть. Надо ужинать.

17 августа

00:30 - Прошли шлюз №2.

03:45 - Прошли Большую Волгу.

04:45 - Вышли из шлюза №1 в Волгу.

05:30 - Торпедный катер "Ленинградец" отошёл своим ходом. Торпедный катер – вызывает недоумение. Откуда? Куда? Почему – с караваном?  ЛНГ
Во время шлюзования, при выходе из аванпорта, началось перечаливание барж, был небольшой аврал, закончившийся вполне благополучно. На вахте Шапошников, остальные спят после ночной вахты.
Ясная звёздная ночь сменилась дивным утром. На небе розовеют лёгкие облачка. По воде бежит  туман. Хорошо!

10:00 - Проходим г. Кимры. Моросит дождь, ветра нет, погода вчерашняя. Дождь по закону всеобщей сволочности мира, начался тогда, когда вахтенный собрался готовить завтрак.
Как изменились берега Кимр! На правом берегу, где когда-то была только маленькая лесная биржа, построен завод, построены и строятся многоэтажные дома и стоит целый городок, видимо заводских, очень хороших двухэтажных домиков. Левый берег сохранил стиль захудалого купеческого городка, но тоже есть новые дома.
Пиши не пиши, а дождь не кончается! Нужно готовить завтрак, а то тов. могут проспать до вечера, и мне есть хочется.

11:20 - Поснидали и прибираемся. Шапошников спит. Вчерашние ожидания хорошей погоды не оправдались - пасмурно, но дождя нет.

13:00 - Проходим около того места, где в 1947 году отцепились от самоходки. Справа прекрасный берег, слева на мели сидит п/х "Профессор Мечников".
Ему пытается помочь сняться "Михаил Калинин". Окончили приборку, сушимся.
Шапошников спит.

17:00 - Наш буксир пошёл снимать "Мечн".

16:45 - Шапошников давно проснулся, завёл шверт-тали на лебёдку.
Обнаружили, что у Алика грипп и ждём, пока караван тронется - буксир всё ещё стаскивает "Мечникова".

17:00 - Всё ещё стоим, начали готовить харч. Пока кипятим воду - а затем будем решать вопрос супа, второго (!) и третьего(!!).
Шапошников пытается исполнить "Элегию" Массне.

19:05 - Лежим, идёт дождь. И, как сказал Григорьев, стоим уже 6 часов. Нужно пройти мост и бросить караван, а тогда можно мокнуть и на своём якоре.

20:30 - Снялись и пошли. Ветер хороший, но... дождя не было, пока мы вооружались, и появился, как только мы пошли.
Ветер свежеет, отошли немного и в полной темноте стали искать стоянку. Эта процедура не увенчалась успехом, ибо к правому берегу, по опыту 1947г. в этом месте стоять нельзя, да ещё и ветер туда, а к левому - очень мелко у берега и глубоко метрах в 5-8.
Пошли вставать под защиту белого бакена под одним стакселем. Бакен оказался на берегу и передним огнём какого-то створа, какой мы видим в первый раз в жизни.

23:00 - Встали на якорь почти у берега и почти на створе белых бакенов. Наш караван пытается идти, и мы с содроганием смотрим, когда он тронется – не навалит ли на нас. "Мечников" всё ещё на мели.

23:52 - Чай готов, ветер сильный, мелкий дождь. Словом, все прелести похода в конце августа.

20.08.52

00:40 - Погода немного стихла, дождь временно перестал. Попив чаю, собираемся ложиться спать.

01:15 - "Коприно" отошёл от "Мечникова" и подошёл к своим баржам и, толи их тянет с мели, толи стоит около них, за дождём не поймёшь. Но, по ходовым огням, он идёт прямо на нас. 
Григорьев передал наблюдение за "Коприно" с караваном Шапошникову.
Как будто придётся у самого берега спасаться от барж?! "Коприно" всё ещё угрожает и то удаляется, то приближается к нам. Может быть это дождь, может быть, он дёргает свои баржи.

03:30 - Начинает чуть-чуть светать. "Коприно" по прежнему с ходовыми огнями носом прямо к нам. Судя по темпам, до рассвета он никуда не двинется, чёрт с ним.
Ложусь спать.

08:00 - Опять моросит дождь и шквалит. Вот проклятие! Буду спать!

11:00 - Появилось солнце, выволакиваем все вещи сушиться. Готовим сулюм.
Сулюм - что-то вроде "ирландского рагу" по Джерому, когда в один котёл кидается всё, что осталось, если ничего нет. Мне запомнился рассказ матушки, как однажды в 50-х на какой-то яхте вывозили на Пирогово (наверное, в б.«Радости и Веселья»), неких "важных" гостей, кажется, из дипломатических кругов, приведённых опять же, кажется, Л.В.Суховым. Несмотря на то, что продуктов было в достатке (включая деликатесы, принесённые гостями), готовили демонстративно по принципу "сулюм".
В дело пошла чудом пойманная рыбёшка, найденные грибы и т.д., отказались лишь от полёвки, притащенной пёсиком гостей.
Попробовав приготовленное, "важная" дама пришла в восторг, поинтересовалась, как называется блюдо и потребовала рецепт приготовления.  ЛНГ

14:09 - Снялись с якоря.

14:54 - Прошли раздвоение фарватера, ветер галфвинд и отлогий бейдевинд, 4 балла со шквалами.

16:20 - Подошли к деревеньке, взяли рифы и напились молока.

16:50 - Отошли. До Калязина 8км. Ветер около 4 баллов, курс крутой бейдевинд, всё просохло.

17:00 - Подходим к Калязинскому мосту. Передал руль Григорьеву.

18:00 - Прошли Калязин.

19:00 - Увидев на берегу против Калязина яхту, решили, что это"Капитан". Подошли - оказалось Н-24, Буссель и Ко. Встали и начали готовить харч. У Григорьева расстроился живот, и он пил чай с сухарями.

22:00 - Становимся на спаньё.

21.08.52

09:35 - Снялись с якоря. Погода солнечная, ветер слабый О около 1 балла, курс бейдевинд.

12:15 - Идём тем же ветром, курс галфвинд, ветер чуть засвежел (1.5 б).

14:30 - "Углич!!" - с радостью воскликнул Григорьев, с тоской оглядываясь на мощный грозовой фронт, угрюмо настигающий яхту.

15:00 - Стали на стоянку в бухточке на правом берегу вблизи Углического шлюза ввиду надвигающегося шквала. Бухта прекрасная, есть брусника и бакенщик, к коему отправился Шапошников добывать рыбы. Ветер стих, шкваловая туча рассеивается, Устраиваемся для обеда.

22.08.52

08:00 - Встали и принялись за подготовку завтрака. Из-за дождя эта процедура затянулась надолго. Григорьев выстирал парусный мешок, затратив пол куска мыла. Бакенщика не оказалось дома, и мы остались без рыбы.
Все купались, вода замечательная.

13:00 - Было принято решение идти к шлюзу и ловить буксир к Москве и, если будет время, побродить по Икшинскому и Пестовскому водохранилищам. Но каждый раз, как только собирались поднимать паруса, начинался дождь. Последняя попытка поднять паруса закончилась тем же, т.е. пошёл сильный дождь с ветром со стороны реки. Ветер развёл волну, на которой мы сейчас и качаемся, слушая шум прибоя. Было бы лучше, если бы якорь был заложен дальше от берега, а то, слушая прибой, невольно прислушиваешься к тому, не бьёт ли яхту о дно, тем более, что под водой есть пни и камни.
Хозяева яхты, гонясь за красотой, убрали с палубы все утки и кнехты. Не говоря уже о том, что не за что заложить гикашкот, который приходится держать всё время в руках, не за что заложить швартовы и фалинь, страшно неудобно. Оказываешься в положении Зощенского товарища, которому дали номерок от белья, когда он пошёл в баню.
Чтобы не очень болтало завели кормовой фалинь за пень на берегу, а на яхте за мочку на транце! Очень удобно! Тем более, когда нужно проделать эту процедуру быстро, а конец не лезет в мочку.

15:25 - Лежим и думаем, чего бы покушать, есть не хочется, а поесть чего-нибудь такого неплохо бы, а чего такого пока не решили, тем более, что выбор у нас весьма невелик. Все наши продовольственные запасы могут служить только для утоления голода, но отнюдь не для того, чтобы доставить удовольствие. Водку тоже выпили. Она хотя и была с белой головкой, оказалась чистым сырцом. Впрочем, по такой сырости и сырец в самый раз. Наконец пришло решение поесть селёдки с чаем.
Переключаюсь на разведение примуса, который кстати, стал разводиться лучше. Я разведу, а держать чайник заставлю кого-нибудь другого!!!

20:00 - Штормит, не утихая, 6-7 баллов от NW, волна здоровая - оказывается, Углическое водохранилище тоже умеет быть если не грозным, то внушающим уважение. Продолжаем отстаиваться, ибо нашли только одну лучшую стоянку, но она около проводов высокого напряжения. Стоим на старом месте и уповаем на то, что ветер стихнет.
Раненько утром попробуем уйти к шлюзу.

23.08.52

06:00 - Яркое безоблачное утро, ветер стих до 4 баллов и зашёл к W, т.ч. такой волны уже нет. Принято решение сниматься и уходить к шлюзу без завтрака, пока не раздулось, а то опять нельзя будет сняться с якоря. Команда лениво ворочается, ёжась от утреннего (и осеннего) холода. Купаться пока никто не собирается. Вчера в то время было теплее.

08:00 - Отошли, проклятая швертовая лебёдка запуталась так, что пришлось разрубать трос.
Завели шверттали и снова отошли.

09:30 - Подошли к шлюзу, желая подхватить баржи у выхода из шлюза. Но из репродуктора раздался приятный женский голос: "Яхта, быстрее заходите в шлюз!" На такое любезное приглашение можно было ответить только шлюзованием, что мы и сделали. Шлюзовались одни (была ещё шлюзовая водолазная лодка).
В Угличе купили харч, керосин, Алик      посетил музей. Смотреть нашу яхту собралось много юных угличан, помощью которых мы вымыли яхту.
Пошли катать наших добровольных помощников и встретили 3 яхты "Науки" под командование А.А. Голубенцева. Поговорили, решили шлюзоваться вместе. Это не очень хорошо, ибо подойдёт ещё 1 яхта, а за такой шалман могут запросить деньги, во-первых, вообще не буксировать (наверное, "шлюзовать"  ЛНГ), во-вторых, и неудобно хватать караван, в третьих, караван будет вечером в 6.00, вышел из Перебор.

17:25 - Катаем ребят и ждём Голубенцева.

21:30 - Договорились с шлюзом. Прошли шлюзовой канал бичевой и стали у правой стенки около ворот. Место удобное, т.к. стенка загибается и защищает нас от всяких случайностей в виде барж и проч. Голубенцев со своими яхтами остановился у входа в шлюзовой канал. Хотел посмотреть стоянку, но не нашёл. Если они там простоят до прохода каравана, они, конечно, не зачалятся, что нам на руку.
Алик начал приготовление ужина, если ничего не опрокинет, то, возможно, до прихода каравана, который ожидается в 24.00, поужинаем. Раньше он, конечно, приготовить не успеет. Надо бы сходить к Голубенцеву и попросить подсолнечного масла, но идти очень далеко.

22:30 - Григорьев спит, Алик шарахается по кокпиту так, что дрожит вся яхта, и кажется, что он с кем-то боксирует - это он готовит завтрак. Я всегда немного дёргаюсь, когда он начинает двигаться по яхте, т.к. создаётся почти полная иллюзия, что яхта с ходу садится на камни. Может быть привыкну, а может быть он научится ходить на яхте.

24.08.52

02:07 - Прошли шлюз.
Караван оказался таким длинным, что его пришлось перечаливать в шлюзовой камере. Буксируемся вместе с "Наукой", всего 5 яхт. Мы в хвосте борт о борт с "Гагарой".

03:05 - На "Гагаре" вахтенный "не хочет спать", а я хочу. И так как мы счалены я, попив чайку, ложусь спать.

03:30 - Светает. Караван (яхт) идёт спокойно, яхты не водит, всё спокойно. Вахтенные дремлют у рулей.

11:00 - Прошли Калязин. Караван навалил на подветренный белый буй, который, выскочив из-за баржи, попал под наш буксир, причём, таким образом, что оказался захлёстнутым буксиром.
Произошёл маленький аврал, в результате которого бакен потерял фонарь, а Алику помяло руку (правую).

13:30 - Прошли мост. Опять идёт дождь.

15:00 - В связи с тем, что на других яхтах есть девушки, Григорьев оборудовал из палатки гальюн по типу баржевых подвесных, но только без жёстких деталей. Все чувствуют себя прекрасно. Болтает. Идёт дождь, ветер до 7 баллов. Григорьев приступил к приготовлению обеда. Ворчит что-то по поводу капустных червей.

15:45 - Волной сорвало руль у "Эоса" и он остался висеть на одной петле. Благодаря немедленно принятым мерам аварию удалось устранить без особых потерь, не считая того, что Григорьев и Шапошников вымокли. А дождь всё идёт и идёт и довольно сильный. Вот весело будет в такую погоду шлюзоваться по каналу!

25 августа

05:00 - Подошли к шлюзу №1.

07:00 - Всё ещё стоим у входа в шлюз. Шлюзуются пароходы. Погода холодная и пасмурная, дождя почему-то нет. Пытаемся разжечь примус.

10:00 - Прошли шлюз №1, после чего и сели играть в козла.

12:35 - Встали у шлюза №2 и пропускаем пассажирский пароход.

25 августа

04:00 - Наконец прошли шлюз №6 и вошли в Икшинское водохранилище. Здесь встали для смены буксира и в 5.00 пошли дальше.

09:50 - Кончаем ход по каналу между Пестовским и Клязьменским водохранилищами.

(Невнятная последняя запись, которой заканчивается «Вахтенный журнал», хотя в тетрадке ещё есть пяток чистых листов. ЛНГ)