ПЛАВАНИЕ ЯХТЫ «ПИНТА» VI-SR35 В 1975

 


Плавание яхты «ПИНТА» VI-SR35 в 1975 году по маршруту: Москва - Онежское озеро  - Белое море (Соловецкие о-ва) - Онежское озеро – Москва  

В качестве предисловия – немного истории. Как «ПИНТА» из F-SR11 превратилась в VI-SR35.
Расскажу, т.к. этот частный случай отражает важный момент в истории развития парусного спорта в СССР.

Я уже упоминал в предисловии к 1973_ВЖ_ПИНТА, что московский крейсерский флот был вначале 70-х бедный и разномастный. Конечно, на Балтике дело обстояло гораздо лучше. Балтийская регата собирала десятки вымпелов, среди них - много Л6, а в Мухувяйнской регате - одних фолькботов десяток. Но всё равно, надо было как то упорядочивать хотя бы стартовые группы.

В мире в это время, несмотря на (а, может, из-за) большое количество различных монотипов, было две тенденции:

1) Делить яхты на группы 1/4 1/2 и однотонники (определялось, не только габаритами, но и правилами постройки, включая планировку.);

2) Появились и активно развивались новые правила обмера JOR, также позволяющие(но более свободно) делить соревнующиеся яхты на классы и уравнивать гоночные возможности даже существенно отличающихся корпусов в 1971 году, когда начался ремонт – перестройка "Пинты" и обдумывались планы постройки "Борея", было неочевидно, какая из этих тропинок превратится в дорогу.

Отец (Н.В.Григорьев), курировавший оба проекта ("Пинта" и "Борей"), понуждал нас строить по принципу "и нашим, и вашим". "Пинта" при всех модернизациях (подъём и продление рубки, перепланировка "мебели", самоотливной кокпит), далавших её четвертьтонником, оставалась фолькботом. Но могла обмеряться с большим стакселем и спинакером. "Борей" старались оптимально подгонять под JOR, при этом соблюдая все требования к полутоннику. Например, определённая высота подволока в рубке на некой длине. Откуда такая погибь палубы и вызывающая высота комингсов рубки.

Так или иначе (мне кажется вполне естественно), правила обмера JOR стали главенствовать при определении стартовых групп и гандикапа участников соревнований. Уже в 73году гонки на Онего проводились по JOR (см. таблицу результатов), хотя переделанные драконы, Л3(Наяда) и фолькботы гонялись в одной стартовой группе (Мало было яхт).

Первые бланки протоколов обмера рисовались от руки и размножались светокопированием. Потом появились распечатки на ЭВМ - спасибо Иванову из МГУ. Кажется, благодаря ему же впоследствии был налажен и машинный расчёт. Вскоре "Мерительное свидетельство" стало, наряду с "Судовым билетом", юридическим документом яхты.

"Пинта" в 1974 годе по дороге на Онего где-то между Вытегрских шлюзов проломила днище на свае. Опять - капитальные работы! Осенью Вова Бычихин, катаясь, не дойдя до Дмитровского моста, изловчился влезть под сухогруз - сломана мачта.

Новую удалось добыть в ЦВСК ВМФ. Перевозили её вдвоём с Лейстом на "казанке"! Не без приключений. По дороге туда Химкинское вдхр. встретило нас таким шквалом с дождём, что мы вынуждены были отгрести к правому бережку - отчерпаться, переждать.

Привезли мы голый хлыст без оковок. Это был один из поводов, чтобы "Пинта" перестала быть фолькботом.

Штаг был поднят, кажется, на 70см, и вынесен на самый штевень. Кроме того, была добавлена ещё пара вант с качающимися краспицами. (Одной пары маловато - шептал печальный опыт 1973 года.

В новые размеры в Таллинне у знатного мастера (имя забыл) были заказаны паруса. (НВГ договорился, спорткомбинат "Октябрь" - оплатил). Правда, удалось добыть лишь плохой лавсан. Несмотря на фальшь швы на гроте для усиления, паруса за сезон сильно вытянулись и походили на стёганный матрас. Но это - в будущем.

А весной 75-го "Пинта" была обмерена и получила мерительное под номером 35 в шестой группе JOR. (номер "11", к сожалению, уже был занят. "Борей", в пятой группе - успел ухватить.)

Вот так на парусе "Пинты"(и протоколах гонок) вместо F SR11 появилось VI SR35.

 

Расшифровка вахтенного журнала. 

Плавание яхты «ПИНТА» VI-SR35 в 1975 году по маршруту: Москва - Онежское озеро  - Белое море(Соловецкие о-ва) - Онежское озеро – Москва. Этап: Петрозаводск – ББК – Соловки – ББК - о. Сал проходили совместно с яхтой

«ПИНТА-II» III-SR3, командир Н.В. Григорьев. 

Экипаж яхты «ПИНТА» на первом этапе:

Л. Григорьев - капитан;

А. Лейст - пом. капитана;

А. Кадушкин - матрос. 

В гонках на «Кубок Онежского озера»:

Л. Григорьев - капитан;

М. Петухов - пом. капитана;

А. Лейст - матрос;

Д. Мартынов - матрос.

 

21 июня 1975г.

04.00 Вышли из ЦВСК "Аврора".

07.30 Подошли к шлюзу №6.

23.00 Подошли и встали у пристани "Большая Волга". 

22 июня

07.30 Пришёл в гости Дима.

09.00 Прошлюзовались в Дубнинском шлюзе. Подошли к яхт-клубу. Заправились.11.00 Вышли на моторе. 

23 июня

05.30 Подошли к Углическому шлюзу.

08.00 Прошлюзовались. Встали у спас. станции. Заправились бензином.

10.30 Вышли под мотором. Дует в морду.

18.00 Подошли к Коприну, узнали прогноз на Рыбинку.

18.30 Вышли в Рыбинское вдхр. Дойдя до о. Копринский, повернули обратно. Сильно дуло, а на 24.VI обещали S.

19.00 Вошли в б. Боцмана. (она же: «Чудо из чудес», «Брусничная» ЛНГ)

22.30 Ветер стих. Вышли в Рыбинку под мотором.

(Ветер стих – вовсе не штиль, всю дорогу до Соловков ветра было более, чем достаточно. См. дальше. ЛНГ) 

24 июня

01.00 Поставили паруса.

02.00 Вышли на 63 судовой ход, ветер SSW 4-5 баллов.

15.00 Пришли в Череповец. Заправились.

19.00 Вышли из Череповца под мотором.

23.50 Подошли к Шекснинскому шлюзу. Крутимся, ждём, может прошлюзуют. 

25 июня

00.50 Встали у пристани перед шлюзом. Заходить в залив с левой стороны, оставляя правым бортом 4 красный бакен. Пристань справа.

08.00 Прошлюзовались. Идём под мотором.

09.10 Поставили паруса. Дует фордак.

13.15 Сняли грот. Идём по Сизьменскому разливу. Дует WSW 7 баллов.

16.35 Прошли Горицы. Идём под стакселем.

17.30 Завели мотор.

21.00 Вышли в Белое озеро. 

26 июня

03.45 Вышли в устье Ковжи. Чиним мотор.

16.30 Мотор починить не удалось. Нет катушек и конденсаторов.

Вышли в Ковжу на парусах, глухая лавировка.

24.00 Подошли к пристани Курдюг. Пошли в деревню за запчастями. 

27 июня

05.00 Вышли из Курдюга под парусами. Дует фордак.

11.50 Прошли Анненский мост.

14.30 Попытались встать на буксир к "Сормовскому", а затем к "Балтийскому". Не удалось, порвали их конец.

16.10 Встали на буксир к ВолгоДону-5056.

19.00 Подошли к шлюзу №6.

19.20 Прошлюзовались.

Стали на рейде рядом с Волгодоном. Ждём шлюзования. 

28 июня

02.00 Вышли из шлюза №1. Пошли в Онежское озеро.

03.40 Вышли в Онежское озеро.

10.35 Прошли Бруснинский маяк.(м-кна о. Брусно ЛНГ)

13.15 Ветер скис. Врубили мотор.

14.40 Поставили паруса.

18.30 Прошли маяк Ивановский.

22.20 Пришли в Петрозаводск. Встали на стоянку в клубе ДОСААФ.

(Надо отметить, что довольно быстро «добежали» до Онего. Быстрее, м. б., (6 дней) в 1980г. с Лёшей Сумароковым на яхте «Онега». ЛНГ) 

29 июня

Стоянка в г. Петрозаводске. 

30 июня 1975г.

20.00 Вышли из Петрозаводска вместе с "Пинтой II". 

1 июля

00.30 Прошли маяк Ивановский.

11.00 Встали в Кижах.

12.20 Вышли из Кижей. 

2 июля

11.30 Встали в Повенце. Разрешения на проход ББК нет. Ждём.

(Это мы ждали, а отец, включив все связи, сутки провёл у телефона и факса, хотя, кажется предварительно всё было согласовано ещё в Москве…ЛНГ) 

3 июля

11.20 Получили разрешение на проход ББК. Вышли из Повенца. На яхте Григорьев, Лейст. Кадушкин и Верженский отстали.

12.45 Взяли на борт Верженского и Кадушкина в шлюзе №2.

12.55 Встали на буксир к "Пинте II".

14.20 Прошли шлюз №3.

15.00 Прошли шлюз №5.

15.46 Подошли к шлюзу №6. Ждём.

22.30 Прошли шлюз №6.

22.50 Вышли в озеро Воло.

(Запомнилось, при прохождении ББК Верженский (м.б. он был на «Пинте»? – не помню.) в каждом шлюзе, каждую увиденную «девчушку» (в ватнике и ватных штанах) обзывал ласточкой и обещал непременно жениться. Ещё он всюду, постоянно пытался добыть рыбу.

Это мы ему в последствии и припомнили на Онего. ЛНГ) 

4 июля

03.35 Прошли шлюз №8.

05.15 Прошли шлюз №9.

11.30 (N 4-5б, обл. 2б, 756мм.р.ст.) Вышли в Выгозеро. Встали под паруса.

(Кажется, именно здесь Лейст чуть не потерял свои легендарные оранжевые штаны, полоща их «на верёвочке».

«Человек за бортом!"...Чудом удалось их спасти, они уже тонули. ЛНГ)

22.30( NNO3-4б) Прошли шлюз №10.

24.00 Прошли шлюз №11. 

5 июля

16.50 Приборка на яхте, судовые работы.

19.20 Приняли на борт представителя портнадзора. Отвезли Н.В. Григорьева и И.Я. Верженского к военному коменданту.

21.00 Встали у основного причала, т.к. к причалу №5 подошёл "Онежский-4".

22.00 Приняли у наплавного моста Н.В.Г. и И.Я.В.

(Портнадзор для разрешения на выход в море стал требовать от нас снабжения и снаряжения, как у больших пароходов. Интересовался, сколько у нас спасательных шлюпок, каков объём баков для питьевой воды и т.д.

Слава богу, на «Пинте-2» была рация, имелась в достатке пиротехника, с навигационным обеспечением всё нормально.

У отца на борту, к счастью, оказались «Правила постройки и обмера...» с разделом «Снабжение...» и с визой Мин. Реч. Флота. Размахивая этим документом, но непрестанно демонстрируя своё понимание важности процедуры досмотра, удалось несколько смягчить требования, убедив, например, что лот 16кг. смотрелся бы странно рядом с нашим 12-ти килограммовым якорем.

Как-то отбились, но кое-что всё же пришлось делать. И сделали. ЛНГ) 

6 июля

09.00 (SSW 2б) Подъём, завтрак. И.Я.В. отвезён к наплавному мосту - отправлен на Соловки.

(Совершенно не помню. Как? Зачем?–отправлен. ЛНГ)

На "Пинте II" списаны 3 человека.

12.00 Вышли на "Пинте" для определения остаточной девиации.

13.00 (NW3б) Девиацию сняли. Команда занимается судовыми работами.

20.00 (NNO4б) Приборка. Тихие игры.

(Девиацию надо было снимать под протокол специальной службы. Девиатор очень обрадовался, что ему самому делать ничего не надо – сами знаем, как и что.

Он только показал нам створ в затоне дал какую-то железяку вместо якоря (наши–на штатных местах). Сам же уединился в «девиаторской» с принесённой нами бутылочкой. В этой коморке было много интересного. Ещё за одну «книжку в стеклянной обложке» был приобретён пеленгатор на «Пинту-2». А общаясь с нами за третьей, он подарил «лупару» (увеличительное стекло на 127мм компас), которая долго и успешно пользовалась на «Борее».

Ещё он поделился с нами всякими забавными и страшными историями из своей практики. Сейчас я припомнил одну: о том, как он, явившись на какой-то, скажем, «Балтийский», заинтересовался необычной подсветкой компаса. Смущённый штурман, покраснев как тот компас, сообщил, что отстаиваясь с ремонтом они как-то выпили компас, а потом, когда заливали, водки не хватило, и они добавили «Рубин».

Судовые работы – исполняя требования портнадзора: изготовили трафареты и отмаркировали все спас. жилеты именами и номерами яхт;

Отлили два лота, один в стеклянную бутылку из под то ли сока, то ли соуса (она, естественно, лопнула), второй – в конусе, свёрнутом из жести какой-то консервной банки (последний благополучно дожил на «Борее» до 2000-х). Где взял и свинец–не помню. Снабдили их лотлинями;

ещё что-то сделали–сейчас не вспомню.

Тихие игры – мы взяли за правило – одна «пуля» на 20 вистов ежедневно (в гонках – две за два дня). ЛНГ) 

7 июля

09.30 (SW 2б, 758мм рт. ст, 15гр) Подъём. Лейст уехал в город. Готовим завтрак.

10.00 (SW2б, 758ммрт.ст) Судовые работы.

19.30 (W3б, дождь, 754ммрт.ст) Прошли шлюз №19. Идём в Беломорск.

20.15 (WSW5б, дождь, 754ммрт.ст) Встали в Рыбном порту, заправились водой, пообедали. Ждём разрешения на выход.

«В Рыбном порту» - да - Лейст приволок откуда-то огромный кулёк из многих слоёв газеты с потрясающей мелкой солёной селёдкой.

Но мы, точно, стояли под бортом (или у дебаркадера?) у военморов, наверное, погранцов. Мы с ними тесно общались, принимали старших офицеров в гости. Они должны были дать нам «добро» на выход.

У нас в судовом билете записана возможность хождения до 8 баллов. А дуло, на самом деле больше.

Мы и ходили договариваться с их главным КЭПом, что он запишет наш выход в момент, когда вахтенный в радиорубке зафиксирует в вахтенном журнале мнимое ослабление до 5-6 баллов на полчаса. Так мы в ночь и вышли. В вахт. ж. «Пинты-2 записано (правда, на обратном пути): «Встали в рыбацком порту у ОПГ».

Что за ОПГ? Нонешнее, привычное, значение этой аббревиатуры – совсем не подходит. ЛНГ) 

8 июля

06.00 (NW 5б, пасмурно, 759, 13) Встал. Сходил на "Пинту II". С Н.В. Григорьевым сходили к дежурному. Ожидается штормовое предупреждение: ветер 8 баллов от N.

08.30 (NW 5-6б, дождь, 759,) Вернулся на яхту. "Пинту" бьёт кормой, Лейст дрыхнет. Измочалило фальшборт, переставил яхту. 

9 июля

03.00 (N 5-6б, КК=68, обл.,1.0м, 767) Получили добро и вышли на Соловки.

04.40 (N5-6б, КК=35, обл.,1.3м, 767) Прошли траверз маяка на о. Осинка.

Легли КК=35-40(круто бейдевинд),сменили грот на штормовой. На вахте Лейст и Григорьев. "Пинта II" немного сзади, рифиться.

06.05 (N6-7б,КК=35-40,обл.,1.5-2.0м,767) Сменили стаксель на штормовой.

07.30 (NNW7б, КК=15-20, обл, 1.5-2.0м, 767)Ветер отошёл и немного усилился на траверзе о. Бол. Жужмуй.

09.00 (-"-)Смена вахт. На вахте Кадушкин, Григорьев. "Пинта II" сильно отстала.

09.37 (N 7б, КК=290-300, обл, 1.5-2.0м, 767) Подошли к о. Бол. Сеннуха, скрутили поворот оверштаг.

11.05 (N4-5б, КК30-40, ясно, 0.5-1.0м, 768) Подошли к о. Ровняжий. Ветер стих. Скрутили поворот.


16.00 (N 4б, ясно, 769) Пришли на Соловки. Стоять негде. Мотор не работает. Встали временно у пирса, чиним мотор. «Пинта II» встала на якорь рядом с яхтой «Соловки» (Опал) из Архангельска.

 

18.00 Мотор починили. «Пинта II» приняла на борт Зимина и перешла стоять к нам.

(Вот здесь М.М.Зимин и дал мне (думаю, не только мне) понять, что такое – актёрское мастерство.

Мы никогда не выбрасывали мусор за борт. Но на глубоком месте выбросить (чтобы обязательно утонула) консервную банку не считалось зазорным – сгниёт. Правда, это обставлялось как случайность и сопровождалось возгласами, вроде: «Ой, упало!».


И, вот, стоят две «Пинты» рядом, Зимин, копошась в кокпите, вдруг, произносит про себя, негромким шёпотом: «Фу, чёрт…», но произносит так, что все с двух яхт, бросились к нему: «М.М., что случилось!!?». Он, потупясь: «Да, баночка упала…». ЛНГ)

 





(Перейдя к пассажирской пристани, мы вполне ощутили себя в океане. «Пинте» глубины хватило, а «Пинта II» при отливе обсохла и сильно прилегла на бок. ЛНГ) 

10 июля

09.30 (SSO 2б, ясно, 765)Стоим в Соловках.

17.50 (N, дождь, 762) Перешли на стоянку к причалу пассажирских судов.

Конечно, кроме приливов, впечатляло солнышко–ходящее по кругу, не заходя за горизонт. Ночи нет. ЛНГ) 

11 июля

14.30 (О2б, ясно, 762) Вышли на о. Анзерский.

18.05 (759 мм.рт.ст.) Встали на буксир за "Пинтой-2".

22.00 (759 мм.рт.ст.) Вошли в бухту Капельскую на о. Анзерский.

23.45 Вышли из бухты Капельской в Беломорск. 

12 июля

01.40 (О2б, КК=174, ясно, спок, 758) Прошли траверз маяка на о .Бол. Муксолма.

05.00 (КК=211.5,-"-) На вахте Лейст.

05.40 (КК=211.5) Смена вахт, на вахте Кадушкин.

07.15 (КК=211.5) Прошли траверз м-кана о. Бол.Сеннуха.

(На «Пинте II» были дамы, и кое-что приходилось делать на баке, уходя вперёд (в слабый ветер легко). ЛНГ)

 

 

11.25 Прошли траверз маяка на о. Бол. Жужмуй. Пришли в Беломорск, встали у рыбного причала.

21.40 Вышли из рыбного порта.

22.45 Прошли шлюз №19.

23.40 Прошли шлюз №18.

(Когда мы пришли и встали вновь у военморов, они нас встретили, как старых добрых друзей. Главный пригласил всех на званый обед со всем офицерским составом.

Наш экипаж отдельно спросил: «Ребята, чего бы вы хотели?». «Пива!». Он напряг лейтенанта с матросом, они, уехав на ГАЗике, полдня где-то мотались, но привезли таки две наши 10л канистры, наполненные с трудом добытым пивом. Но, ЭТО так называть было нельзя. Мы с Лейстом поняли сразу, как только под взглядами «добытчиков» наполнили пивные кружки,

И попробовали...Лейсту удалось  незаметно вылить содержимое кружки, а я, давясь, «наслаждался».

Початую канистру засунули в трюм, а полную отправили на общий стол. Я на банкет не пошёл и своих не пустил (после бессонной ночи, перед выходом в шлюзы...).

Уже пора выходить. Высвистал всю сильно нетрезвую команду «Пинты-2», но отец застрял. Пошёл вызволять. Сидят НВГ с ( ну, скажем) каперангом и травят за жизнь. Отец сообщил, что я не только капитан «Пинты», но и его сын, чем привёл каперанга в неописуемый восторг.

Он потребовал, чтобы я непременно выпил «Затех, кто в море!», и налил мне фужер сухого вина(судя по бутылке). Выпил залпом, чтобы поскорее покончить с этим. СПИРТ!...

Увёл отца на яхту и высвистал на аврал своих. Отец попытался было командовать отходом. Я это довольно жёстко пресёк, загнав всех в каюту, отца затолкав в заднюю. Уселся на её люки вывел«Пинту-2» с «Пинтой» под бортом в Морской канал к шлюзу. Так мы прошли, наверное, несколько шлюзов.

Не помню, почему, я перешёл к буксировке за кормой. Проходим какое-то расширение. Ночь, холод, мерно бухтит дизель. Сижу в меховом шлеме и меховой лётной куртке с поднятым воротником, румпель подмышкой.

Задремал, сказался недосып и...спирт.

Яхта вошла в циркуляцию, опасно приближаясь к берегу. Лейст с Сашей ни докричаться, ни подтянуться на буксирном не могли – начали безуспешно кидать в меня гайками. Чёрный крепёж иссяк, латунь и нержавейку стало жалко. Лейст сообразил, наконец завести мотор, чтобы подтянуться. Его (мотора) рёв меня и разбудил. В вахт. ж. «Пинты-2» НВГ задним числом описал это так:

«21.40 Вышли из ОПГ

22.45 Прошли шлюз №19. "Пинта" под боком, на вахте экипаж "Пинты" Л.Григорьев и А. Лейст.

23.40 Шлюз №18...»

Перечитав 2-ю часть вахтенного журнала "Пинты-2" (крайне лаконичную, даже без навигационных и метеорологических подробностей), я понял, что она начата и заполнена (списана с ВЖ «Пинты) задним числом много позже, возможно, на о, Сал (похоже, вахт. ж. был потерян при "единении" с военморами г. Беломорска).

Поэтому его «вторая часть» и начата в какой-то непотребной общей тетрадке, а первой нет. ЛНГ) 

13 июля 1975г. 

14 июля 1975г. Беломорск - Повенец (ББК)

00.30 Шлюз №17

01.30 Прошли шлюз№16.

04.20 Прошли шлюз№15.

05.00 Прошли шлюз№14.

09.15 Прошли шлюз№13.

10.30 Прошли шлюз№12.

18.55 Прошли шлюз№11.

21.15 Прошли шлюз №10. С трудом, т.к. шлюзовались вместе с плотом и стояли под самыми воротами. Сломали леерную стойку. Остальное вроде бы цело.

(Осенью выяснилось, что треснули два шпангоута.

По рации говорят: «Заходите…». Заходим, ждём. И вдруг, «коварно, без объявления войны...» вползает буксир, затягивая плот. Вся эта хрень, естественно, не швартуется. Мы забиваемся в правый верхний угол.

«Пинта II» у стенки, мы снаружи, в роли кранца, принимаем на себя наскоки, мотающегося без привязи буксира (его наши «тесные взаимоотношения» не радуют, но и волнуют несильно). ЛНГ)

23.40 Встали на якорь у острова не доходя до Сегежи. Тихие игры. 

15 июля

08.30 (NW 4-5б, дождь, 742) Вышли в Сегежу.

11.30 (NW 4-5б, пасм, 750) Пришли в Сегежу.

Встали у дебаркадера около моста. На "Пинте II" аварийная ситуация с двигателем. Ремонт.

16.10 (WSW 2б, пасм, 750) Пытаемся заправиться газом.

(Это непростая задача. Кадушкин с Верженским как-то словчились – герои. ЛНГ)

17.00 (NW 4б, дождь, 751) Газом заправились. Пообедали. Встали под паруса и пошли.

21.30 (SW 2б, пасм, 750) Прошли красный бакен №117.

На вахте Кадушкин. Подвахтенные после тихих игр и лёгкого ужина спят. 

16 июля

04.10 (749) Прошли шлюз №9.

09.35 Встали у шлюза №7. Ждём разрешения на шлюзование.

18.45 (752) Прошли шлюз №7. 

17 июля

02.30 Вышли в Онегу.

(На выходе, почти поперёк фарватера, в ночи–какая-то громада – огни много выше нашей мачты. С опаской на малом ходу объехал.

Отец просветил потом (Откуда он знает? Насколько достоверно мне неизвестно.), что это «штабной» корабль. Очень впечатлило! ЛНГ)

Ошвартовались у причала в г. Повенце.

20.15 (NW 2б, КК=145, дождь, спок, 745) Вышли из г.Повенец на о.Сал.

22.15 (NW 2б, КК=121, пасм, спок, 746) Прошли маяк Бычок. Легли на ИК=133.

23.20(-"-) Прошли траверс буя на луде Лаг. 

18 июля

02.30 (748) Встали у причала рыбацкого на о.Сал. Легли спать.

11.30 (дождь, 750) Подъём. Моем борта, красимся и т.д. Растопили баню и помылись. Славно!

(Тут то мы и вспомнили про «беломорское» пиво–может, сойдёт поддавать пар. Достали. Понюхали... Нет! С бульканьем вылили за борт, с опаской наблюдая, не всплывут ли рыбки. ЛНГ) 

19 июля

00.30 (WNW 1б, пасм, спок, 754) Вышли с о.Сал. "Пинта II" идёт в губу Нятина.

Мы-пока на Василисин. Навахте Кадушкин.

03.45 (OSO 0.5б, КК=138, ясно, спок. 754)Прошли траверз маяка на о.Хед. Легли на КК=161. На вахте Григорьев.

08.30(OSO0б, КК=168, ясно, спок. 758)

Прошли траверз маяка на м. Тамбиц Нос.

13.30 (SW 1б, КК=168, ясно, спок, 758) Смена вахт. На вахте Лейст.

16.00 (SW 3б, КК=165, пасм, 0.5м, 759)

Прошли траверз маяка Кузовец.

19.00 (SW 1б, ясно, спок, 760) Встали у острова Василисин.

(К о. Василисин подходил впервые. При прохождении вдоль южного берега с востока, был облаян псом, затем объявился небритый мужчина, который доброжелательно принял у нас швартов. Мужчину звали Вовой, пса Джеком. Встали мы в небольшом углублении береговой линии, обращённой на SО, к Шалам. Глядя с воды, метров на 40 правее, стоящей на берегу бани. (Баня стандартная щитовая, для геологов и т.п. Мы ею воспользовались, причём к Вовиной радости я провёл очевидно необходимую, небольшую реконструкцию каменки.)

Немного в глубине острова, в лесу, неплохой дом, в котором живут Джек, Вова и ещё две девчушки: одна, попроще, Оля (это я почему-то точно помню),вторая, с в/о, наверное (если полагаться на записи в конце вахт. ж.), Нина. Они – метеорологи, живут на острове вахтенно круглый год.

Оборудование метеостанции и небольшая бытовка расположены на SW низкой оконечности острова. Их позывной не то«Карниз-3»,не то«Карниз-4». Всего этих карнизов на Онего штук 5.

Снимают показания приборов несколько раз в сутки (кажется, каждые три часа) и передают по рации «Карнизу-1»в Петрозаводске.

Ещё в их обязанности входит зажигать и гасить маяк. Связь с землёй: - летом моторка, зимой – лыжи. Ближайший н.п. Шальский.

Так что, гостям они были рады. Правда, в этот день были ещё гости. Подошёл не то МРС, не то МРТ, на котором старпомом ухажёр Ольги. Пришёл на свиданку. С рыбаками тоже случилась большая дружба.

Вечером, не обнаружив экипаж на борту, я нашёл их на сейнере, пьющими с гостеприимными рыбаками спирт под уху. Пришлось их с трудом изымать.

С метеорологами, тоже, не только чай пили. Так хорошо засиделись, что они пропустили сеанс в 24.00 и не зажгли маяк. Из-за нас не горел!!!

В 03.00 его можно было бы уже гасить. Но я напросился, очень хотелось самому ЗАЖЕЧЬ МАЯК!

Мы с Олей чуть пораньше пошли сначала на маяк.

С благоговением «вошёл я под своды». Сруб внизу заполнен крупными камнями (не знаю, насколько, м.б., метра на 2). Маяк очень высокий, метров 30. Наверх ведёт крутая спиральная лестница. Поднялись. ВИД!!!

К моему изумлению на огне, фонаре (как назвать устройство?) было написано: «Монак, зелёный». Запитывался он от обычного 5-ти литрового газового баллона, поджигался спичкой. Там, как фитиль, постоянно горел маленький огонь, а спец. форсунка обеспечивала проблески с нужной частотой.

Потом я пронаблюдал, как Ольга сняла показания приборов и голосом передала по рации набор чисел, в котором неподготовленный слушатель вряд ли разобрал Сведения о давлении, влажности, температуре, волне, ветре и т.д.

Утром, уходя, рыбаки пытались одарить Шуру несметным количеством свежих сигов. Я строго ограничился примерно дюжиной – куда их? Нам ещё в Андому идти.

Ветер отошёл к S. Пошла волна. Надо отходить, а Лейста нет. Оказалось, Вова с Ниной нашли его под утро дрыхнущим в какой-то ложбинке на полпути к яхте.

Отвели (отнесли?) в дом и уложили в кровать. Он же, неблагодарный, облевал одеяло.

Пока Лейст стирал одеяло, мы с Шурой удерживали яхту футштоком. Потом - Лейста на якорь (трудотерапия – верное средство), и отошли. ЛНГ) 

20 июля

13.30 (SSO 3-4б, КК=120-130,...760) Вышли с Василисина на Андому.

15.45 (КК=130-140) Прошли Шальские острова.

(Где-то здесь Саша, чистивший рыбу для сохранной засолки, перепутал вёдра и выплеснул за борт вместо требухи двух чищеных сигов. ЛНГ)

19.15 (О0.5б, КК=144, 760) Подошли к Бесову Носу ,стоим без ветра. Прошла мощная дождевая, шкваловая туча. На вахте Кадушкин. Скрутили поворот оверштаг и оказались на том же курсе.

21.00 (S2б, КК=144, 758) Смена вахт, на вахте Лейст. Виден маяк Муромский. 

29 июля

06.00(SW 4б,756) Подошли к маяку Андомский. Смена вахт, на вахте Григорьев.

Встали в Андоме у рыбоприёмного пункта.

(Здесь, кажется, мы купили только штук пять копчёных сигов, которых подвесили под палубой в ахтерпике. В азарте гонок о них совершенно забыли. ЛНГ)

12.15 (757) Вышли из Андомы.

13.30 (NW 5-6б, ясно, 1-1.5м, 757) На выходе из р. Андома сели на мель. Снялись с божьей и прочей помощью. Однако, самим выйти всё-таки не удалось. Удачливая "Гринда" часом раньше ухитрилась выйти. Нас вытащил из речки буксир.

14.00 (NW 6б, КК=280, ясно, 1.5м, 757) Сменили грот на штормовой.

17.50 (NW 4б, КК=305, ясно, 1м, 757)

Легли КК=305, ветер отошёл.

19.00 (SSW 2-3б, КК=325, ясно, 0.5м, 757) Ветер резко изменил направление.

21.15(SSW 3б, КК=325, ясно, 0.5м, 757) Взяли пеленг на Бесов Нос, ОКП=213.

22.30 (SSW 3б, КК=304, ясно, 0.75м, 757) Взяли пеленг на Василисин, ОКП=172. Определились по пеленгу и пройденному расстоянию. Легли на КК=304.

23.00 (SSW 3б, КК=304, ясно, 0.75м, 757) Прямо по курсу увидели маяк Клименецкий.

(На подходе к Нятиной губе, в ночи, пережарили крупными кусками всех сигов. Получился большой таз жареной рыбы. Две кастрюльки мы обменяли в Нятиной у кого-то на две банки тушёнки. Осталось много. ЛНГ) 

21 июля

01.00 Подошли к Клименицкому маяку. Ничего, кроме него, не видно. Сбросили грот, ждём когда рассветёт.

03.50 Встали в Нятиной губе.

13.00 (О 2б, дождь, 735) Подъём. Готовим завтрак, прибираемся, судовые работы.

24.00 Пришла "Нева". 

22 июля

00.30 (NO 0б, КК=239, ясно, спок, 756) Вышли из губы Нятиной. На вахте Кадушкин.

01.05 (NO 0.5б, КК=239, ясно, спок, 756) Встретили"Пинту II".Идёт в Кижи.

(Тут мы и вспомнили, как Верженский вечно домогался рыбы. Кто был на вахте на «Пинте-II», не помню, но, когда было громко оглашено заманчивое предложение полакомиться рыбкой, Игорь выскочил из форпика совсем голый (оторвавшись от девчушки) и заметался по палубе. Когда яхты сближались, Лейст, как зверю в клетку протягивал ему куски, наколотые на вилку, привязанную к отпорному крюку. ЛНГ)

06.00 (О 2б, КК=239, ясно, спок, 758) Смена вахт. Навахте Лейст и Григорьев.

09.20 (О 2б, КК=280, ясно, спок, 760) Прошли маяк Ивановский, поставили спинакер.

11.45 (О 2-3б,.760) Встали в яхт-клубе ДОСААФ в Петрозаводске.

19.00 Пришли гости с "Басни", поговорили и пошли пить пиво. "Пиво" попили, поговорили с капитаном яхты  "Лось" (четвертьтонник из Ленинграда) по поводу прохождения ББК. Позвонили в Москву и пришли готовить и есть. 

23 июля

Стоянка в Петрозаводске.

17.00 Приняли на борт Мартынова и Петухова.

20.00 Отправили Кадушкина в Москву.

 23 июля

Стоянка в Петрозаводске.

Судовые работы на весь день.

Прибыло довольно много яхт. VI группы-9штук. 

24 июля

08.00 Подъём, разгрузились, жрём.

11.30 Вышли для старта гонке по Петрозаводской губе.

12.00 Приняли старт.


 

(Честно говоря, это фото из 1973 года–но хорошее. ЛНГ)

17.43 Финишировали.

18.00 Встали у причала я/к ДОСААФ. 

25 июля

07.45 Подъём, завтрак, личные дела, закупка продуктов.

11.30 (S 3б, ясно, 760, 22гр. С) Вышли на парад судов, посвящённый дню Военно-Морского Флота.


 

12.15 Столкнулись с "Бореем", на противоположных галсах не видели друг друга. У них погнут релинг, у нас сломан фальшборт.

14.00 (S 1-2б, ясно, 760, 25гр. С) Стартовали на II этапе. Ветер затихает.



20.15 (SW 2б, КК=108, ясно, 760) Прошли Ивановский маяк. 

26 июля

03.15 (О 2б, ясно, спок, 759) Смена вахт. На вахте Григорьев, Лейст.

10.00 (О 2б, ясно, 1б, 759) Поставили второй стаксель, резко прибавили ход.

15.30 (NNO 8б, КК=110, гроза, 3б, 759) Шли с двумя стакселями и гротом. Встретили шквал около 7-8 баллов. Предварительно убрали внутренний стаксель. Во время шквала большую геную и грот. Сломали три латы из четырёх и немного порвали второй латкарман. Шквал прошёл, поставили большую геную и грот и пошли на Андому.

15.30 Кажется это было в виду м. Бесов Нос. Очень сильный шквал ударил, так резко, что яхта легла буквально парусами на воду. Вся подветренная палуба, и даже рубка в воде. В кокпите вода. Я с ужасом наблюдал, как вода стоит в сантиметрах от входного люка. Чтобы смайнать (вытащить из воды) стаксель, Диме пришлось пробираться на бак не по палубе, а по борту. Жуть. Я такого ни до этого, ни после не испытывал, да, и со стороны не наблюдал

На мотив популярного тогда (благодаря Ж. Бичевской) романса «Окрасился месяц…»был сложен непритязательный куплет: 

Вдруг, врезало резко и смачно,

Вскипела в Онего вода.

У«Пана»сломалася мачта,

«Икар» затерялся в волнах.

Был ещё уточняющий вариант:

Вдруг,врезало резко и смачно-

пришлось постоять на ушах.

У«Пана»сломалася мачта,

«Икар» заблудился в Кижах.

«Икар», действительно, потерялся, но, каким боком здесь Кижиские шхеры – не знаю, наверное, надо спросить у Е.Минаева.

Про то, что «Пан» сломал мачту, это точно. ЛНГ)

21.20 (SSO 1б, КК=295, ясно, спок, 759, 18) Обогнули знак у мыса Андомский, легли на курс 295 в Ялгубу. 

27 июля

00.45 (S 3б) Начиная с этого времени, постепенно раздувало. Шли очень хорошо.

08.20(SW 3б, КК=295, туман, 1-2б, 762,15) Резко пал туман с W. Идём под большим генуэзским стакселем. Похолодало.

09.30 (W-SW3б, КК=295, туман) Туман разошёлся, идём по курсу.

14...Финишировали у Кудельной луды. 

28 июля

07.00 (NW 0.5б, ясно, спок, 765, 18) Подъём, пошли к старту у Кудельной луды.


09.00 (NNW 1б, КК=195, ясно, спок, 765, 20) Стартовали под спинакером, хотя и последними, но весьма удачно. Идём в галфвинд на маяк Монак. Кое-кого уже объехали. Вся группа пошла полнее.

13.00 (NWN 3-4б, КК=91, ясно, 2б, 766, 20) Кое-какие яхты "дожали". Подошли на 2 кбт к «Сози». Находимся в полумиле от м. Клименицкого.

15.30 (N 3-4б, КК=40, ясно, 1б, 766, 20) Достали "Созь" и обошли с наветра. С 14.30 шли курс 104(+9). Сошлись с "Югом"-упустили "Созь" под ветер чуть вперёд. Началась глухая лавировка.

19.00 (O-SO 2б, КК=9, ясно, спок, 766, 25) Было затишье. Потом задуло с зади O-SO 2б. "Созь" далеко сбоку и чуть сзади. Ветер пришёл от нас, и она стала подходить ближе. Заштилело.

23.00 прошли Тамбиц Нос. Постепенно ветер усиливается с Норда. Глухая лавировка на острова.

(Всё время разговор только о «Сози», а, что другие? Дело в том, что первым ходил всегда «Йог» (VI-SR42), из Чебоксар, капитан Кычкин. Его мы, как правило, видели далеко вперед и, чуть не на горизонте. (Только в последней гонке, перед финишем - были рядом.)

«Созь»(F-SR51), фолькбот из Калинина, капитан Амбросимов???, всегда был рядом с нами.

Все остальные (среди них много точно таких же Нефритов, как«Йог», и пара фолькботов) были на горизонте, или за... сзади. ЛНГ) 

 

29 июля

12.00 (NW 2б, КК=342, ясно, спок, 765, 20) Проходим створы о. Мег. Финишируем предположительно часа через 3.

14.00( NNW 5б, пасм, 0.5м, 764) Финишировали. Встали к пирсу "У бани" на о. Сал. 

1 августа

07.00 (штиль, ясно, спок, 760, 18) Стоянка на о. Сал. Подъём, подготовка к выходу.

08.30 (SO 0-0. 5б, ясно, спок, 760, 20) Стартовали в Нятину губу, довольно удачно.

12.30 (W-NW1б, КК=136, ясно, спок, 762, 25) Подходим к маяку Песоцкому. Часть яхт, вт. числе и «Созь», пошли срезать гряду.

С «Сози» упал человек, но быстро подобрали, хорошо сработали, однако, не бросили спас. круга. Провели обсервацию по маяку Песоцкому и св. знаку Липовско - Заячьего прохода: широта=62гр30.5мин, долгота=35гр29мин.

14.20 (NO 2б, КК=162, ясно, спок, 762) Прошли буй на банке Одинокой. Ветер зашёл на NO. Впереди собирается гроза.

17.20 (S 2б, КК=150, ясно, спок, 762, 20)

Долго штилели в 3 кабельтовых непосредственно перед "Созью". После этого задул с юга ветер около 2б. Лавируемся.

21.25(N-NO 1-2б, КК=188, ясно, спок, 762, 18) После нескольких изменений ветра и ряда штилей установился фордевинд. Идём на оконечность о. Клименицкий, между Варнаволоком и Тамбиц Носом.

23.00 (N-NO 1-2б, КК=188, ясно, спок, 760, 14) Идём полным курсом на маяк Клименицкий. Ветер заходит то слева, то справа. 

2 августа

03.30 (N-NO 1-2б, КК=188, ясно, спок, 760, 14) Нагнали некоторых представителей лидирующей группы. Подходим к маяку Клименецкому. На вахте Григорьев и Лейст. Всю ночь дуло, штилели всего минут 20-30.

07.55(N-NO 1б, КК=338, ясно, спок, 760,22) Обогнули маяк Клименецкий. Виден финиш в губе Нятиной.

Погода на 2августа (Петрозаводское радио) Мест. кр. дождь, N 3-7м/сек, при грозе до 15м/сек (3-4балла).

08.50 (N-NO 1б, ясно, спок, 760, 21) Встали после финиша в Нятиной губе.

15.50 (штиль, ясно, спок, 760, 21) Стоим в Нятиной.Тихие игры после обеда.

(Тут-то мы, проводя ревизию-приборку, и вспомнили о копчёных сигах - решили полакомиться. Но (было жарко почти все дни гонок), оказалось, они заплесневели, и вряд ли были пригодны в пищу. Пришлось выбросить. ЛНГ)

18.00 (W-NW1б, ясно, спок, 760, 28) Взяли старт в губе Нятиной. Идём КК=239.

(По сумме мест впредыдущих гонках–эта для нас значения не имела. (Мы, кажется, могли даже не стартовать, точно–не финишировать.) Стартовали

«шаляй-валяй»,вывесив все паруса для просушки. Шли не напрягаясь, «пилили пулю». А зря. В Петрозаводской губе задул крепкий фордак. Оказалось, если бы мы поначалу не «валяли дурака», вполне могли бы хоть в одной гонке быть первыми. ЛНГ)

22.30 (N-NO 1б, КК=241, ясно, спок, 760, 16) Подходим к маяку Ивановскому. Впереди в двух кабельтовых "Созь". 

3 августа

04.00 После финиша встали в я/к. ДОСААФ.


 



16.30 Приняли участие в параде закрытия соревнований. Получив награды, пошли на банкет в "Кивач". 


 

(Замечу, что именно в 1975 году( а не в 1976 или 1980, как кое-где утверждается) эти соревнования приобрели статус Всесоюзных, и получили название «Кубок Онежского озера».) ЛНГ.

Приведу для полноты несколько имеющихся фотографий яхт, участвовавших в гонках 1975 года:


 


   


 


 


 


 




(Ещё, кажется, именно в 1975 году появилось здание Морвокзала, очень популярное и важное для всего нашего флота (умыться, почистить зубы, погадить, набрать питьевой воды). ЛНГ).
 

4 августа

Около 02.00 Отбанкетились. Легли спать.

07.00 Подъём. Загрузились барахлом. Григорьев с Лейстом готовятся убыть.

Командование яхтой передал Петухову М.Н. (подпись Л.Григорьева) Яхту принял (подпись М.Петухова)

Приехали Бехтев и Светлов. Занимаемся уборкой и закупкой продуктов.

21.00 (NW 3б, КК=140, ясно, 1-2б 760, 18) Отошли о тпричала школы ДОСААФ г. Петрозаводска на о. Кижи. 

5 августа

02.00 (N-NW 3-4б, КК=44, обл, 1-2б, 764, 15) Подошли очень быстро к маяку Гарницкому. На вахте Мартынов. Заходить в темноте не стали, легли в дрейф.

07.00 (N-NW 3-4б, фарв, обл, спок, 764, 15) Когда рассвело, вошли в шхеры, идём около 5узлов. Ошвартовались в Василёво, завтракаем.

Видели перед заповедником о. Кижи "Пинту-2" "Альфу" на якорях. После приборки собираемся в музей.

17.00 (N-NW 3б, фарв, ясно, спок, 760, 15) Отошли от о. Кижи к причалу дер. Подъельники. 

6 августа

09.00 (NW 4-5б, ясно, 0.5,760, 18) Подъём, после лёгкого завтрака отправились вновь на о.Кижи, забрать Мартынова и подремонтировать мотор.

17.00 (NW 4-5б, ясно, 0.5, 760, 18)  Подошли к Подъельникам.

19.00 (N-NW 2б, фарв, ясно, спок, 764, 18) Вышли из Подъельников на Бесов Нос. На борту команда и Марина Евгеньевна Попова.

23.00 (O-NO 2б, КК=140, ясно, спок, 767, 15) Показался огонь маяка о. Василисин. На вахте Мартынов со Светловым и Бехтевым. 

7 августа

03.00 (S 1б, КК=140, ясно, спок, 766, 12) Подходим к о. Василисин. Ветер слабый южный. Иногда штилеет.

06.00 (N 4б, КК=120, ясно, 0.2-0.3, 766, 12)Довольно Быстро ветер сменился на N и усилился до 3-4б. Идём на мыс Бесов Нос.

07.30 (N-NО 4б, КК=120, ясно, 0.5, 766, 20) Встали на якорь в бухте южнее мыса БесовНос. Позавтракали и стартовали на осмотр местности и петроглифов.

16.00 (N-NW 3б, КК=140, ясно, 0.5, 776, 15) Вышли с Бесова Носа на Андому. Расходится волна. Идём полным бакштагом.

23.00 (N-W1-2б, ясно, 1м, 776, 10) Ошвартовались в Андоме. Готовим. 

8 августа

00.30 (N-NW 3б, КК=130, ясно, спок, 770, 10) Поужинали в Андоме. Укладываемся. Заход в Андому в тёмное время суток хороший. Хорошо видны створы зелёного света. Фарватер легко обвехован, хотя светящих знаков нет. Вход в N-NW закрыт от волнения (проходил и при 5б N-NW).

09.00 (пасм, спок, 770, 10) Подъём. Завтрак. Мотор не заводится, его решили чинить. Ветер слабый, крутится со всех румбов.

11.00 (S 3-4б, КК=175, пасм, спок, 764, 15) Вышли из Андомы, селина мель на моторе, но быстро снялись. Идём круто одним галсом.

13.00 (S5-6б, лавир, дождь, 1м, 762,1 5) Быстро раздуло, идём не по курсу, а значительно полнее. Ставим штормовой грот с х.б. генуей. Майнаем генную х.б. и ставим стаксель фолькбота. Задувает всё сильнее, смайнали стаксель, круто идём под одним штормовым гротом.

15.00 (SW 7-8б, лавир, дождь, 2-3м, 758, 15) Очень сильный шторм, иногда пропадает видимость берегов.

17.45 (W-SW 6-7б, фарв, пасм, 0.5м, 758, 15) Входим в реку Вытегру. Потери минимальные: сломана одна лата на штормовом гроте.

22.00 (W 1-2б, ясно, спок, 760, 10) Отметились в управлении ВБК. Ужинаем. "Созь" на бакштаге вырвала узел крепления ахтерштага на топе. "Изумруд" (самоубийцы) весь мокрый. Интересно поговорить с этим экипажем. 

9 августа

07.30 (N 1б, пасм, спок, 760, 12) Подъём. Очень лёгкий завтрак. Текущие дела. Списали М.Е. Попову.

15.30 (NW 5-6б, ясно, спок, 762, 15) Снимаемся для шлюзования, но не успеваем.

21.00 (NW 2-3б, пасм, спок, 760, 10) Проходим 1 шлюз. Встали с "Изумрудом" борт о борт на два якоря недалеко от 2 шлюза. На борту "Изумруда" приобрели у Коли Гладышева одно изделие пищевой промышленности по государственной цене (3р 62к), ещё раз замечу: без всякой наценки. Дружеский ужин двух экипажей в каюте "Пинты".

(Замечу, «Пинта» (да и «Пинта-2») регулярно «дружили» с «Изумрудом» начиная, как минимум с 1970 года.

Неоднократно помогали друг другу в трудных ситуациях и приятно общались на берегу. Впрочем, это относится, наверное, к экипажам других яхт (этих и будущих лет) из яхт-клуба «ПАРУС». ЛНГ) 

10 августа

00.30 (NW 1-2б, пасм, спок, 762, 8) Отбой.

04.30 (NW 1-2б, пасм, спок, 760, 8) Подъём. Идём ко 2 шлюзу.

05.30 (-"-) Прошли 2 шлюз.

10.20 (NW 4-5б, пасм, спок, 758, 8) Шлюзуемся в 4 шлюзе.

10.56 Пока больших задержек нет. 954км.Тянем"Изумруд".

11.24 (755,8) 850км 28 мин-4км, 92 пункта по прибору. 8,5км/час по расчёту.

(Отражены попытки тарирования датчика (лага) на базе газового расходомера, смонтированного в трюме «Пинты» вначале сезона. Он работал при скоростях от 2узлов. Где смотрелись «пункты» - не помню. ЛНГ)

12.38 (755) 840км, 72мин-10км 98 пунктов, 8.3 км/час

13.30 Встали на буксир к" Изумруду"

13.44 830 км

14.18 825 км 34 мин-5км V=8,8 км/час.

16.55 800км Мы тащим "Изумруд".

18.45 (753,10) 785

21.00 (752) Выходим в Белое озеро. Решили идти в обводной канал, постоять несколько часов.

23.00 (NW 1-2б, пер. обл, спок, 752, 3) Стоим с "Изумрудом" у берега на мели в Белозёрском канале. Думаем идти в озеро. 

11 августа

01.30 (N-NW 3-4б, ясно, спок, 752, 3) Встали на якорь в Белозёрской кишке.

04.30 (N-NW 3-4б, пер. обл, спок, 752, 2) Подъём. ХОЛОД... По фарватеру КК=104,8.

05.30 (N-NW 3б, обл, спок, 752, 3) Вышли на буксире у" Изумруда".

07.00 (N-NW 4б, КК105, пер. обл, спок, 752, 5) Поставили паруса. Идём между 2 и 3 буями.

08.00 (N-NО 4б, КК105, пер. обл, 0.5м, 752, 10) Прошли 3 буй, ветер заходит к востоку.

11.00 (обл, спок, 752,  10) Входим в Шексну. Подцепились к "Изумруду", убрали паруса.

12.30 (N-NО 3б, фарв, обл, спок, 752, 15) Ошвартовались в Вогнеме.

15.00 (N-NО 3б, фарв, ясно, спок, 752, 15) Вышли из Вогнемы, сели на мель, но быстро снялись. Мотор работает из рук вон плохо. Петухов перешёл на "Изумруд", чтобы дать отдохнуть Гладышеву.

21.00 (N 1-2б, фарв, ясн, спок, 751, 10) Поужинали. Мотор перед тем "самоотремонтировался". Подцепили  "Изумруд". На вахте Мартынов, на "Изумруде" Бехтев. 

12 августа

01.00 (W 1-2б, фарв, ясно, спок, 751, 10) На вахте Петухов. Идём на буксире у "Изумруда".

03.20 (W 1-2б, фарв, ясно, спок, 751, 10) Встали на якорь в устье р. Изольдец.

07.20(W 1-2б, фарв, ясно, спок, 751, 10) Вышли из р. Изольдец, тянем "Изумруд".

Мотор уже минут 10работает нормально.

10.25 (NW 3б, фарв, ясно, спок, 753, 12) Прошлюзовались в Шексне. Курс на Череповец.

16.30 (NW 3б, фарв, ясно, спок, 752, 12) Ошвартовались в Череповце у лыжной базы. Стоянка отличная. Газ, продукты, Почта.

21.00 (NW 3б) Пришли в яхт-клуб в Торово. Дружеский ужин с "Изумрудом. 

13 августа

04.00 (W 1-2б, ясно, спок, 751, 5) Подъём.

05.00 (NW 2б, ясно, спок, 751, 5) Выходим из Торово.

06.00 (NW 3 б, КК=123, ясно, 0.3, 751, 10) Сели на мель с курса фордевинд на левом судовом ходе. Снялись минут за 10.

07.10 (NW 3б, КК=314, пасм, 0.3, 751, 10) Идём обратным курсом к 54 бую.

Снова сели на мель на обратном курсе. Снялись минут за 5. Хватит, ходим только за пароходами.

12.30 (N-NO4б, КК=119.7, пасм, 1м, 751, 10) Прошли буй 29, свернули к Мяксинским створам.

15.00 (N-NW 3б, КК=160.3, пасм, 1м, 752, 12) Прошли буй 19, легли на судовой ход №63.

18.00 (NW4б, КК=160.3, пасм, 1м, 752, 12) Подходим к бую 10, поворот на Мологу. Очень неприятная волна.

21.30 (N-NW 3б, фарв, пасм, 0.5м, 751, 14) Ошвартовались в бухте Боцмана. Там стоит детский "Вас. Коларов". Швартовались к его корме. Дружеский ужин. Узнали: подпорный уровень - 99,80, при норме 102,0, вода ушла на 2,20. 

14 августа

10.00 (N 1б, пасм, спок, 752, 15) Подъём.

11.00 (N 2б, пасм, спок, 752, 15) Помылись в душе "Вас. Коларова". Побеседовали с капитаном.

12.00 (N 2б, фарв, пасм, спок, 752, 15) Вышли на Углич. На вахте Светлов и Бехтев.

23.50 (N 2б, пасм, спок, 752, 10) В шлюз не пустили. Стали в реке Корожечна.

Обещали прошлюзовать в 5.15 с "Метеором". Отбой. 

15 августа

04.30 (N 1б, пасм, спок, 750, 6) Подъём. Пошли к шлюзу из р. Корожечна.

05.15 (N 3б, фарв, пасм, спок, 750, 6)В шлюз не пустили, много судов, вся камера забита, диспетчер отвечает уклончиво.

07.10 (NW 3б, пасм, спок, 749, 8) Прошлюзовались в Угличе. Готовим еду из последних продуктов.

13.10 (NW 4б, фарв, пасм, спок, 750, 10) Сели на мель недалеко от Калязинского моста, очень плотно. Снимались минут 40, снялись  с помощью "Казанки" под Вихрём. Большое им спасибо, а то могли бы сидеть сутки.

17.30 (NW 2-4б, фарв, пасм, спок, 752, 10)Прошли устье Медведицы. До Дубны 54 км.

23.30 (W-SW 1б,фарв,ясно,спок,753, 5) Проходим Ушаковский створ, 241км. На вахте Мартынов и Петухов. Изменился ветер, м.б. улучшится погода. 

16 августа

01.00 (W-SW0. 5б, ясно, спок, 753, 3) Мартынов и Петухов ошвартовались в "кишке".

07.50 (W-SW 0.5б, ясно, спок, 753, 7) Ошвартовались в Дубне у причала ОИЯИ.

10.00 (W-SW 1б, ясно, спок, 752, 12) Списали Светлова. Пошли к шлюзу.

17.00 (SW 2б, ясно ,спок, 750, 15) Подходим к Дмитровскому шлюзу. На буксире "Прогресс" с Алексеем Фёдоровичем.

21.25 (SW 1б, ясно, спок, 748, 18) В полной темноте зашли в предпоследний шлюз?!

23.55 (пасм, спок, 746, 15) Вошли в Пестовское водохранилище. 

17 августа

00.50 (SО 1б, фарв, ясно, спок, 746, 15) Подошли к пристани "Берёзовая роща".

01.20 (S1 б, 744, 15) Отцепили с буксира Алексея Фёдоровича. Барометр упал сильно. Встали на ночь в"Парусе".

08.30 (S1 б, 745) Вышли из "Паруса "в "Аврору".

10.30 (746) Ошвартовались в "Авроре".