Бортовой журнал яхты "СЕРГО" - 1938г.

Из архива Льва Ник. Григорьева

Страницы из вахтенного журнала яхты "СЕРГО"



9 июля 1938 г.
Вахту принял в 23 часа. Сейчас яхты находятся на Химкинском водохранилище, куда они доставлены сегодня на буксире за катером (от 19 до 20:30 час.). Экипаж обеих яхт отпущен на берег.

10 июля 1938 г.
08:33 Вахту сдал. На яхте всё благополучно. Вахтенный (подпись).

11июля 1938 г.
20:30 Вышли на буксире из Северного Порта.


23:00 Вступил на вахту. Буксируемся за буксиром "Семён Лагода".
23:05 Караван остановился за железнодорожным мостом (Савёловская ж/д) Стояли 2 часа 20 минут.

12 июля 1938 г.
01:25 Караван двинулся дальше. В 01:55 - прошли базу ВЦСПС.
02:00 Вахту сдал Пшеничнову. Вахтенный (подпись Якшаров ??? Л.Н.Г.)
02:00 Принял вахту. Проходим Клязьминское водохранилище. Светит полная луна. Холодно. Дует ветер 2 балла.
02:35 Вошли в канал.
03:13 Навстречу прошёл такой же как и наш караван барж и плотов (Ведёт "Академик Павлов"). Стало светло.
04:15 Взошло солнце.
04:40 Вошли в Учинское водохранилище.
05:00 Сдаю вахту Еркиной. Вахтенный (подпись видимо, Пшеничнов (Л.Н.Г.))
05:00 Приняла вахту. Проходим Учинское водохранилище.
06:00 Идём по каналу. Солнце уже здорово пригревает.
06:30 Ещё одно водохранилище - Икшинское.
06:50 Прошли заградительные ворота.
07:00 Идём мимо Икши.
07:45 Начали проходить 6 шлюз
08:05 Кончили шлюзоваться. Вахту сдала (подпись Еркина)
08:05 Стали на причал. От каравана отцепляют 2 баржи.
09:15 Снялись с причала.
09:35 Вошли в шлюз №5 и начали шлюзоваться.
09:55 Шлюзование окочено. Вышли из шлюза. Встретили теплоход "Михаил Калинин".
10:40 Прошли пристань "Комсомольская".
10:55 Входим в шлюз №4.
11:25 После шлюзования вышли из шлюза №4.
11:55 Вошли в шлюз №3. Шлюзовались вместе с байдарочным походом (3 байдарки 6 человек). Байдарочники общества  "Торпедо". Идут из Москвы в Горький.
12:20 Прошли шлюз. Присоединилась ещё 1 байдарка из того же похода. Они её перетащили, а потому и не шлюзовались с нами. Производится купание команд (на линьках).

13:30 Проходим Дмитров.
14:40 Встретили пароход "Профессор Мечников".
14:?? Началась подготовка к изготовлению обеда. Нашими коками (Миловидов, Бушуев). Решили делать обед из 3-х блюд:

            1) Борщ украинский (концентрат)
            2) Котлеты мясные (концентрат) (Ох! В.П. см. 47 год - Л.Н.Г.)
            3) Компот

Передаю вахту Акимову (подпись В.Чирков)
15:00 Принял вахту от Чиркова. Команды обеих судов томятся в ожидании обеда. Некоторые загорают. Мы всё ещё томимся на буксире. Делаем около 7 км/час. К вечеру думаем быть у Большой Волги. Но планы обыкновенно арушаются нашим буксировочным начальством. Ко мне привязался шмель. Я бросаю писать, и пока не убью, не начну.
15:15 Как только я берусь за полотенце, шмель исчезает. Борт-радист и фотограф по совместительству спит беспробудным сном.
15:20 Караван застопорил ход. В чём дело? Сейчас наш караван возьмёт на буксир другой параход. "Семён Лагода" уходит обратно. Пока мы стоим, я иду купаться.
15:55 Караван двинулся дальше. Теперь нас ведёт "Василий Качалов". За время стоянки никаких происшествий не произошло, если не считать посещение гальюна Миловидовым. Миловидов, между прочим, готовил обед, и это наводит на нехорошие для него размышления. Некоторые из членов команды выражают недовольство поварами: в борщ они положили кубики для котлет. В общем обед задерживается.
17:25 Кончили обедать. Чёрт бы побрал поваров. Наобещали златые горы, а сварили только борщ и котлеты. И при этом держали себя очень нагло.
17:38 Обогнал пароход "Советская Республика".
17:40 Сдал вахту Пшеничнову (подпись Акимов)
17:45 Принял вахту от Акимова. Вышеназванный Акимов залез в кокпит и читает "Невесту Пушкина". Помполит спит. Чирков решил купаться. Уже надел свои отталкивающие плавки, обмотался  шкотами... Интересный случай произошёл час назад: Другина пошла на кухню на барже, но, пересаживаясь из шлюпки на баржу сорвалась и повисла на руках. Находившиеся поблизости Чирков и Акимов, видимо, раскисли от жары и никак не могли решить: что делать. Тем временем, Ира решила выбираться в шлюпку. Но тут на помощь поспешил командор и стал тянуть её за ногу на яхту. Вообще, от этой сцены у меня добавилось много седых волос. Наконец Ира выбралась сама.
18:05 Решил послушать радио.
18:30 Прослушал "Последние известия". Сейчас передают концерт через рацию ВЦСПС. От каравана отцепили одну баржу и оставили на пристани "Соревнования".
18:45 Радио выключил. Передают какой-то похоронный концерт. После этого вахт. Пшеничнов взвыл "Сулико" и получил от командира холодный душ - ведро воды. Вахтенный Пшеничнов сбежал в гальюн. подходим к шлюзу №2.
20:10 Входим в шлюз №2.
21:00 Вахту сдал Еркиной. Вахт. (подпись)
21:30 после стряпни коков Серёжки и Лёшки у всех нас болят животы, приставать нельзя, значит лечить их не имеет смысла. Ждём не дождёмся когда дойдём до Московского Моря. У Коли - колики, он ворчится на "АВРАЛ"е так что слышно на "СЕРГО". Колька стонет. Хочет на "АВРАЛ"е вывесить жёлтый флаг. Канал простирается за нами прямой стрелой, видимость очень хорошая. Проявляется огромная круглая луна. Прошли аварийные ворота.
22:45 Встретили пароход "Советская Республика".
23:00 Подошли к Московскому морю. Отцепляемся от барж и поставили паруса.

                         

В 23:30 Вышли под парусами в Московское море замечательные огромные водные просторы идём в кильватер за командорской яхтой по лунной дорожке. Наш фотограф Вадик горит желанием снять две огромные скульптурные фигуры Ленина и Сталина озарённые светом. Но командор неумолим. Мы идём дальше мимо. Всё Московское море перерезывают сигнальные огни. Немного походив мы встали в 1 час на якорь. Соответствующе отметили приход в Московское море и завалились спать.

13 июля 1938 г.
07:30 произошла побудка части команды, поставили паруса и пошли ходить. От Московского моря мы ожидали большего. Сажусь на руль. Сели на мель, но всё обошлось благополучно.
09:35 Начали шлюзование через шлюз №1. Нам повезло: во первых проходим шлюз бесплатно с катером "Окунь", во вторых не пришлось этого ожидать 2-3 дня, как это предполагалось и как ожидал "Окунь". Только нас пугают, что за шлюзом воды на 15-20 см, и что придётся идти бчевой 60-100 км. Шлюз очень глубокий, опускают нас на 17 метров.
10:17 Открылись ворота и мы увидели Волгу. Низкий берег, несколько кустиков на нём. Нас расчалили и мы уходим из шлюза на вёслах. Топенант стравлен, идём на парусах. Пока благополучно и мели не предвидится. Сдаю вахту Бушуеву.
10:50 Прошли первый бакен по р.Волге.
10:53 На стакселе сидит Бушуев в надежде получить ходовой час, запись ведёт он же.
10:59 С "АВРАЛ"а попросили молоток и отвёртку, у них оторвалось гнездо для тентовой дуги. Берега слегка возвышены, окоймлены ивовым кустарником, дно частично каменисто, часто встречаются мели.
11:10 Встретили первую волжскую стрекозу.
11:15 Идём у самого берега. Кругом мели. Часто задеваем швертом дно. Сейчас садились на мель. Дно каменистое, мелко ужасно. Берега довольно живописные, хвойный лес.
12:40 Проходим деревню Сухово. На берегу купаются дачницы в зеброобразных купальных костюмах.
13:30 Впереди показался город Кимры. 11 км ходу от 1го шлюза.
13:45 Проходим мимо Кимр. Это первый город, который мы видим. Перед нами понтонный мост, который мы должны пройти. Под нами мель. Перо руля скребёт по песку.
17:15 Вышли из Кимр. Здесь пообедали. Понтонный мост для нас развели. Пришлось дать на литр. Посадили на борт пассажира (на "Аврале") и пассажирку (на "Серго"). В общем, мы на Волге. Обещали плохую дорогу до Рыбинска. Очень мелко.
18:10 Пришлось тащить яхту на себе метров 50. "Авралу" досталось хуже, они тащили яхту минут 10 и теперь от нас отстали. Белеет парус одинокий на фоне леса и мелей. Всё время скребём швертом по песку.
18:40 Глубина приличная, ход замечательный. Идём галфвинд.
19:15 Сдаю вахту Бушуеву. (подпись)
19:15 Принял вахту Бушуев. Веду запись.
19:30 Часто проходим деревеньки. Сейчас проходим между двумя деревнями "Белый городок" (правый берег) и "Бедрино (левый). Километрах в 2-х сзади идёт "Аврал".
20:20 Ветер почти стих. Поверхность реки зеркальная. На берегу  лес и красивые отдельные деревья. Все мечтаем о молоке. В одном километре впереди видна деревня. Решили в ней причалить и купить ведро (из которого моем палубу) молока. Вот будет ужин! "Аврал" плетётся в километре позади. Бушуев недавно вспомнил, что сегодня он ещё не купался. Будучи сильно удручён этой мыслью, он прыгнул за борт в одежде и тут вспомнил, что у него в карманах лежат разные вещи. Он вылез на берег (благо Волга не так уж широка и глубока) и бежал за нами вдогонку, пока мы не пристали и не забрали его.

14 июля 1938 г.
11:00 Вчера, плотно поев, разбили палатки и увалились спать. Думали встать в 7 часов. Встали в 8. Вообще берега здесь сытные. Вчера и сегодня у нас были и есть молоко, яйца, сметана, творог. Наша яхта всё время обходит "Аврал". Вчера нам было сделано дипломатическое представление по поводу того, что мы обогнали и ушли вперёд километра на 2. Сегодня, как нарочно, повторяется тоже самое. Нам приходится прибегать к искусственным приёмам: повороты, травим паруса. Кругом мели. Камни всё время стукают о шверт. Между прочим, вышли с места стоянки в 10:30. Капитан приказал написать о завтраке. Сегодня было: кофе, блины, сметана. Вчера: яичница, какао, творог. Думаем пройти сегодня 70 км. Между прочин, наши пассажиры: Наташа (на "Серго") и Евгений (на "Аврале") кажется хотят идти с нами в Рыбинск. Как и что опишу после.
11:10 На левом берегу деревня Юрьевское. Справа по носу видна другая деревня. Слева по носу третья деревня (фактически село).
11:30 Приняла вахту и сажусь на стаксель, проходим деревню Притыкино на левом берегу. Посредине Волги остров, обходим его слева. Посредине деревни стоит двухэтажный дом. Впадает река Медведевка, надеемся, что воды будет больше. По Медведевке идут плоты. Дно ужасно каменистое. "Аврал" сейчас прогремел пузом по камням. На левом берегу село Медведевка и дом отдыха Медведевский. Левый берег песчаный и на берегу выстроена "купальня". На берегу загорающие.
12:20 Решили искупаться, забросили конец и скребёмся пузом по дну.
12:30 Сдаю вахту Бушуеву (подпись).
13:00 Идём по маршруту, ветер свежий, местами мели, дно преимущественно песчаное. После устья р.Медведевки часто встречаются брёвна, отдельно и целыми плотами. Встретили пять стадо коров, стоящих по колено в воде. Чирков всё мечтает въехать в такое стадо и подоить корову. 13:35 Прошли деревню Подберезье. Она стоит на возвышенном берегу (левом). Правый берег тоже возвышен, но лишён всякой растительности не считая травы.
13:40 На румпель сел сам капитан и отнимает у меня ветер и время.
13:45 Вадим слез на берег (уплыл) и теперь ждёт нас на камнепосреди Волги с букетом цветов. Сдаю вахту Пшеничнову (подпись).
14:25 Проходим устье речки Нерли. Ветер почти стих и лишь временами чуть-чуть поддувает. Зной отчаянный. Все оделись, т.к. боятся сгореть. Трое с "Аврала" (среди них командор) сошли на берег и плетутся пешком.
15:00 Сейчас делали небольшую стоянку.

                         

Ждали троих ушедших пешком по берегу. Григорьев в тапочках шёл по берегу, в тапочках же (кожаных) побрёл по воде на яхту (яхты стояли на отмели близь берега). Сев на борт он спокойно стал выливать из них воду. Сейчас пойдём дальше. Ветра почти нет. Какая сила вообще нас движет - непонятно.
20:30 Опять пришла моя очередь сидеть на стакселе, но меня заменяет Наташа, а я опять ринулся писать, и надо заметить, что до меня никто (кроме Вадима) не соизволил написать. Пол часа тому назад прошли первый волжский ж/д мост, под который нас сначала даже не хотели пускать (не хотел пускать караульный начальник), но потом подошёл начальник охраны (мировой мужик) и без лишней волокиты разрешил пройти.
23:00 Пришли в Калязин, опять понтонный мост. Остаёмся здесь ночевать. Пошли в столовую ужинать и завалились спать.

15 июля 1938 г.
Встали в 7:30, пошли в город завтракать. Сегодня хотим дойти до Углича.
11:10 Отошли из Калязина. Дно песчаное, идём всё время бейдевиндом, приходится очень часто делать повороты, потому что можно идти только по средней части реки. Уже один раз сели на мель. Читаем вслух Калязинскую газету. На берегу много купающихся, среди них встретили одного Маёвского студента. У них, на "Аврале", с мелями хуже чем у нас, они сели уже 4 раза.
12:30 Сейчас проходим деревню Васютино, правый берег очень живописный, обрывистый, покрыт лесом. Стада коров попадаются нам по дороге всё время, и ребята острят насчёт врезаться и подоить. Сдаю вахту Акимову (подпись).
12:00 Вахту принял. Волга на всех нас производит двоякое впечатление: во-первых, берега очень красивые, высокие, хороши рощи,боры и т.д. Но в то же время Волга очень мелкая. Местные жители предлагают приезжать в 1941 г., когда будет выстроен Волгострой (Рыбинское в-ще Л.Н.Г.). Очень много крупных камней. Иногда незнаешь, как провести яхту. Шверт всё время скребёт по песку, но песок нас не пугает. Мы привыкли с ним. Опасаемся только камней. Всё же Волга здесь глубже, чем до Кимр. Вахту сдаю Бушуеву.
14:20 Принял вахту Бушуев. Проходим дер.Деревянную. "Аврал" остался далеко сзади, даже не видно, и мы решили его подождать.
14:30 Пристаём. Фотографируемся(!!! Л.Н.Г.).
15:10 Отошли от стоянки. "Аврал" остановился в 1 км. На "Аврале" опять аврал: лопнул дирик-фал и они стоят посреди Волги.
15:40 Пошли купаться на пляж. "Аврал" всё-то сзади.

              

16:15 Нас догнал "Аврал". Кончили купаться и едем за ним.
17:35 Сдаю вахту Еркиной.(подпись)
17:55 Проходим село Прилуки. Ветер начинает затихать.
19:00 Сажусь на руль. Ветер маленький.
20:00 Придётся приставать, ветер окончательно стих. Выбрали очень красивое место и остановились на ночлег. "Аврал" скребётся  сзади, ждали его почти час. Место, где мы встали, холмистое, большой сад, цветёт липа и замечательно пахнет. Здесь раньше была помещичья усадьба, у помещика было сорок запряжек лошадей, а с 17 года организована коммунна "Победа". Дежурные нас морят голодом, Коля на них ругается и грозит наказать - ещё 4 дня заставить дежурить. Пока они ходили в деревню за молоком, поймали ежа, вот забава, и собираются его дрессировать. Пока они готовят ужин, мы сидим и слушаем цыганский концерт.
23:30 Ужинаем.
00:30 Ложимся спать. К себе в женскую палатку берём Брота.  Он у нас сегодня больной животиком, выпил дюжину всяких лекарств и всё не помогает. Он бедненький скучает и ничего не кушает.

16 июля 1938 г.
08:00 Встали. Ёжик испакостил всю палубу. Вадик его снимет и отпустим, ну его.
11:15 Отошли от ночной стоянки. До Углича ещё км 20. "Аврал" ещё не вышел со стоянки.
11:40 "Аврал" поднял паруса, наверное скоро отойдём. Бушуеву стало лень писать и он отдал мне. Он не успел описать два происшествия. При отходе мы потеряли полотенце, которое моментально утонуло, а затем у того же злосчастного Бушуева сорвало козырёк, который после нескольких поворотов, совершённых Пшеничновым, был выловлен вышеупомянутым Бушуевым. Причём Бушуев чуть не отправился за полотенцем, ушёл по голову в воду, но, лишь благодаря энергичному вмешательству Наташи и Вадима, он остался на борту. Вчера я, и сегодня я был кухарём. Все остались довольны, но намекнули, что мы (т.е. они) не голуби. Вчера у нас на ужин был творог, какао, макароны. Сегодня была мировая яичница и кофе. На левом берегу видно село. "Аврал" совсем не видно. Сегодня к утру вода дошла до сланей. Они отошли в 11 часов. Сейчас ветер весёлый, идём бейдевинд. На небе 20-15 облаков небольшого формата. Мухи стали сильно кусаться. Я не мог выспаться. (Акимов). Юрка врёт ужасно: сейчас должен писать он, т.к. он стаксельный, но сначала он хотел поспать и продал мне вахту за час сна, но потом вдруг проснулся и начал писать. Вру или невру, но сейчас я вахту сдаю вышеупомянутому Бушуеву.
12:15 Принял вахту Бушуев. Ветер свежий, сильно закладывает, но только встречный, и приходится галсировать, т.что вперёд подвигаемся медленно, как и вчера.
12:30 Ужасно, ужасно узкий фарватер, кругом мели и ветер встречный, в общем - борьба.
Лёшке опять лень писать. Идёт нам навстречу шквал 6 баллов. Жаль, что бейдевинд.
12:45 Ветер всё время шквалистый, белые барашки на гребне волны. На правом берегу готовят плоты, связывают брёвна для сплава.
13:15 Иду на румпель, сдаю вахту Еркиной.
13:20 Стали рифиться к песчаной отмели. Выкупались, полежали на песке и начали рифиться. Сначала хотели зарифиться на два ряда рифов, т.к. ветер 6 баллов, но потом он немного стих, и мы взяли один ряд. Фарватер узкий, дно каменистое, ветер бейдевинд, постоянные повороты. Вадик лежит под тентом с "Эйгенбротовщиной" и мучается от каждого удара камня, мокрый совершенно. Лоцман Юра орёт невообразимым голосом "поворот" и "каменюга".
15:50 Принял вахту от Еркиной.
21:00 Вот мы и в Угличе. Но о нём позже. Прежде всего пишу опровержение. Юра в 11:40, описывая приключения Бушуева, говорит "после нескольких поворотов совершённых Пшеничновым..." и т.д. Неверно! Поворот был сделан только один – классный фордевинд. Правда, я боялся, что козырёк утонет так же быстро, как и полотенце, и сделал поворот раньше положенного расстояния. Из за этого пройти близко к козырьку не удалось и Лёшка чуть не выпал за борт, когда тянулся за ним. Вот и всё. Взяв рифы мы пошли дальше, так и не дождавшись "Аврала". Плавание было жутким: фарватер был (вернее, его не было) узкий, извилистый. Встречный 5-6 бальный ветер усугублял трудности. Камни были особо злые. Несчастный шверт грохотал по камням как ломовая телега, а корпус яхты стонал и изгибался. Около строительства плотины нас остановил часовой (кстати, пока мы делали галсы, чтобы подойти, он уже собрался стрелять). Едва мы его уговорили и пошли дальше, как нас задержал другой. Когда мы пойдя дальше увидели третьего, то причалили уже сами... оказывается зря - он нас вовсе и не думал останавливать. (М.б. этот эпизод я знаю по рассказу отца: семафорная мачта вещает, что ширина речки 40 метров, лавировка, на левом и правом берегах плакаты "ближе 25 метров не приближаться, стреляем без предупреждения", усиленные фигурами часовых с винтовками Мосина. За цифры не ручаюсь, за описание ситуации - вполне. Л.Н.Г.) Все эти передряги дополнялись бесконечными ударами о камни и застреваниями на мели. Наконец, мы добрались до г.Углича. Зачалились за баржу (здесь для чего-то есть баржи - не думаю, что на них что нибудь возят по такой мели).Команда ушла в город обедать, бриться, на почту и т.д. Часа через полтора пришёл "Аврал". У него было много поломок: оборвался дирик-фал, затем лопнули шверт-тали, наконец оборвались гика-шкоты. Сейчас "авральщики" в городе питаются и отдыхают. Мы сидим (Витя чирков, я и др.) на "Серго", слушаем радио и пьём квас. Солнце село. Тихо. Мы блаженствуем. скоро спать. Кончаю запись.
P.S.  А городишко Углич, прямо сказать, дрянной. Одна пыль и булыжник. Они сидели на яхте, а мы Юра, Лёша и я с командой "Аврала" пошли в столовую, потом решили пойти посмотреть город и население.

17 июля 1938 г.
18:10 Отходим от Углича буксиром, потому что дальше много перекатов и узкий фарватер, а ветер всё время встречный. Первыми сидят на вахте Чирков и Пшеничнов о чём они и напишут. Сидим с Вадимом на вахте, вернее сидит Вадим, т.к. я собираюсь кладываться на боковую. Но моё желание прерывается переходом перекатов, на которых иногда приходится влезать в воду и проводить наш караван. Такой случай с нами произошёл на перекате глубиной 15 см. При чём следует отметить лодырничество команды "Аврал". Когда мы в поте лица снимали караван с "каменюг" "доблестные" авральцы не замочили подошв.

18 июля 1938 г.
05:00 Приняли вахту Бушуев и Акимов. Только что прошли перекат, глубина фарватера которого 5 см и то только потому, что меньше нет знака. Вообще здесь перекатами ужасно пугают. Когда мы, например, подходили к одному из перекатов с глубиной в 15 см, то с повстречавшейся лодки на нас смотрели уже как на покойников и в иступлении махали руками, не в силах выдавить от страха ни слова. Однако и этот перекат мы прошли благополучно.
06:00 Прошли перекат с глубиной фарватера 35 см.
07:00 Прошли перекат в 25 см.
09:00 Подходим к мосту. Командир вышел вести дипломатические переговоры о пропуске. Пропустили без дальних разговоров, развели за мостом наст из брёвен и пристали к пристани "Волга", мотористы захотели папирос и хлеба. Но пристали очень неудачно к брёвнам среди которых часть скреплена, а часть просто плавает на воде. Ребята сразу все побежали в гальюн на пристань, но это не так легко было сделать, брёвна кружились под ногами и проваливались. Первый в воду Линковский, замочил свои гольфы выше колен, Ира, которая пошла за ним, сразу же вернулась и больше уж идти не рискнула. Потом ещё скувырнулся Вадик, остальные все прошли благополучно, балансируя по поперечному брёвнышку.
09:30 Отошли от "Волги" идём дальше. Вадим снимает "Аврал" в просушивающемся состоянии похожий на цыганский табор.
14:00 Пришли в Рыбинск. Нас встречал представитель об-ва "Крылья Советов". Пошли на завод им.Павлова в Северную гостиницу. Полундра! Сейчас налетел шквал, едва не положило яхту. Вообще сегодня весёлый ветерок. Итак, в Северной гостинице мы сняли комнаты и пошли обедать на фабрику-кухню. Обед был мировой, все остались довольными. Дальше путь лежал на почту, где многие получили письма. Затем зашли на яхты, которые оставлены были на лодочной станции "Крылья Советов". Затем я с Витей Чирковым пошли осматривать город, часть ребят пошла спать в гостиницу. Мы прошли Ленинский проспект, осмотрели сквер и сад с летним кинотеатром. Потом отправились в зимний кинотеатр на "Бакинцев", дальше на фабрику-кухню, где отлично поужинали, и, наконец, спать (надо сказать, что спать на кровати с двумя подушками и двумя простынями мы отвыкли). Наши ребята поспав пошли в сад, где веселились весь вечер. Лёша Бушуев оставил в Рыбинске своё сердце. Вот сейчас мы отошли уже от города километра на 3, а он всё ещё сидит в белых штанах и задумчиво смотрит вдаль. Мы идём без приключений. В Рыбинске в Волгу добавляются ещё две реки: Шексна и Черемха (???). Теперь волга действительно начинает походить на Волгу. стоят вехи и бакена. От Мологи мы шли только по бакенам. На "Серго" на вахте были Чирков и я, на "Аврале" - один Эйгенброт. "Аврал" отстал от нас. Когда мы потеряли его из вида, то решили идти обратно. К счастью налетел ветерок и помог нам пройти кверху против течения. Наконец, мы увидели "Аврал". Он мирно сидел на мели, а Эйгенброт копошился около него, тщетно пытаясь стащить яхту с мели. Так продолжалось довольно долго. Мы три раза прошли взад-вперёд. Наконец, Эйгенброт разбудил Григорьева и они столкнули своё судно с мели. Подойдя к постройке плотины "Волгостроя", мы решили ждать рассвета и встали на якоря. Наш приход в Рыбинск и первый день, проведённый в нём я уже описал. Сегодняшние события опишет Еркина, которой я сдаю вахту. В.Пшеничнов. Сегодня 20 июля мы после прекрасно проведённой ночь в гостинице (первый раз выспались после Москвы. Вадик уже писал), у нас с Ирой была отдельная комната замечательная, с большим ркалом и диваном, пошли на фабрику-кухню - позавтракали. Пошли осмотрели дворец культуры, сходили там под душ и пошли на яхты. В 2 часа стали собираться команды, нет Вадима и Леши, они пошли навестить Наташу в больнице. Приключение с нами случилось, когда мы начали проводиться по барже к мостикам, Витя взял весло с уключиной, надеясь что она закреплена Юрой надёжно, и начал им отталкиваться. Уключина взяла и упала в воду, а предварительно надо сказать, что здесь вода такая ужасно грязная, сверху слой нефти и рядом гальюн. Ну он с кислой миной начал надевать плавки и полез в водичку, кадр для фоторепортёра был отличный, когда он ходил полдня с поднятыми руками и ногой щупал дно. 15:30 Наконец мы благополучно отошли, "Аврал" ушёл раньше нас, теперь мы его догоняем. В пределе города Виктор не даёт мне руля. Ну вот наконец то я сажусь за руль. Ветер 3-4 балла. Замечательно!
16:00 Берега очень живописные. С левого берега пионерский лагерь. С правого берега пристань и небольшая деревушка. "Аврал" здорово приблизился.
19:15 Проходим мимо Песочной. Здесь фарфоровая фабрика. Ветер слабый. На берегу весело играет гармонь. До этого мы немного закусили: хлеб, джем абрикосовый и вода кипяченая. Все решили что джем хороший. Напротив Песочной (на левом берегу) расположен кирпичный завод. До Тутаева по словам вёрст двадцать.Прошли половину. (подпись Акимов)

19 июля 1938 г.
04:30 Принял вахту от Чиркова.
04:45 Встретили буксирчик "Шексна".
05:05 Стоят два счаленых парохода "Пятнадцатый" и "Шестнадцатый" против течения и с работающими моторами (оба винтовые), каким образом и зачем стоят непонятно, якоря у них выбраны. Когда мы их прошли, то они прибавили газу и тронулись вверх по течению.
05:10 У левого берена Волги стелится ещё небольшой туман, правый, полностью освещённый солнцем, уже очистился. Ветер с левого берега.
05:15 Волга уже достаточно широкая с большим и глубоким фарватером. Слегка возвышенные и красивые берега, обрамлённые живописным смешаным лесом.
05:30 Сдаю вахту Акимову (Бушуев) Вахту принял. В предыдущей записи предыдущий вахтенный пишет о возвышенных берегах. Видимо, у него возвышенные чувства и вообще он эстет. Правый берег ещё туда-сюда, но левый ничуть не красив.
05:55 Ветра нет. Солнце начинает пригревать. Поверхность воды совершенно спокойная, без ряби. Вообще, замечательное утро. После Рыбинска пошли берега с высоким лесом. И на правом и на левом берегах леса. Впереди на левом берегу - село. Прошли перекат.
06:30 Ветра нет. Ход ужасный. Сдаю вахту Бушуеву.
07:00 Вверх прошёл пароход "Анри Барбюс".
07:15 Нагнал караван с буксиром "Борис Фаустов".
07:20 Пристали к берегу.
07:40 Отошли от стоянки, принял вахту Бушуев.
07:50 Юрка врёт: берега действительно красивые и возвышены.
08:00 Встал Вадим и просит высадки на берег - идём к берегу. Вадим берёт с собой аппарат.
08:25 Отошли от стоянки.
08:45 Всё в порядке. Происшествий никаких не случилось. У команды настроение бодрое.
09:05 Сдаю вахту Акимову (подпись)(!!!Л.Н.Г.) (Бушуев).
09:45 Пришли в Тутаев.
18:00 Лодырь Акимов так ничего и не записал. И даже говорит, что никто ему никакой вахты не сдавал. Словом, обнаглел. В Тутаеве ребята часа полтора ждали "Аврал". Я не ждал его, т.к. спал. Когда "Аврал" пришёл, я встал. Наша команда пошла искать столовую. Нашли какое-то подозрительное кафе. На первое заказали окрошку (по причине страшной жары), но её, оказалось, нельзя есть. По утверждению Тани она пахла мочалкой и немытой посудой. Словом, есть мы её не стали, а записали отзыв о кафе в книгу жалоб и заменили окрошку другими блюдами. Вообще, обед был унылый и мы, выйдя на улицу, снялись у этого кафе на память. Этот обед испортил всё впечатление от г.Тутаева. Когда вернулись на "Серго", то встретились с байдарочниками из "Торпедо". Встреча была весьма тёплой. Вскоре мы пошли дальше. Прошли пристань Константиново, повстречали пароход "Яхонт" и караван барж. Фарватер теперь отличный, но, вот беда: почти нет ветра. Отдельные его порывчики мы ловим в паруса и царапаемся на четверть километра. Потом опять наступает штиль и скука. Ребята спали, я с Таней сидели на вахте. Сейчас сделали стоянку. Ждём "Аврал", который опять отстал.
18:30 Отошли от стоянки.
19:25 Повстречали катер "Память "Серго".
20:00 "Аврал" очень здорово отстал, придётся нам опять его ждать.
21:00 Пристали к пристани, ждём "Аврал", вот уже второй раз.
22:15 Пришли наши старые знакомые байдарочники и привезли нам приказ от "Аврала" ждать у первого дома отдыха. Мы искали в "Норвском" молока или чего-нибудь пошамать, но ничего не нашли, решили вместе с байдарочниками дойти до первого дома отдыха на вёслах и там дожидаться "Аврала".
23:10 Д/о проглядели и прогребли мимо, благодаря способностям рулевого (не указывая пальцем на Витю). Пристаём к купальням. Оказались дачи областных работников. "Аврал" видно вдалеке тёмным пятнышком. Виктор достал молока, они ужинают. Решили ночевать здесь без "Аврала".

20 июля 1938 г.
Встали с Виктором рано. Он разыскал "Аврал", кот. ночевал на ротивоположной стороне приблизительно в километре от нас. Вышли в 9 часов. На встречу попался речной трамвай (??? Л.Н.Г.), пароход "Уральский рабочий". На левом берегу какой-то древний монастырь, построенный по типу кремля с бойницами. Вниз по течению прошёл пароход "Инженер-Корейво". "Аврал" сейчас впереди нас, но вот мы его нагоняем и уже впереди. Подходим к ж.д. мосту. Мост очень красивый, пяти пролётный ферменно- арочной конструкции. Интересно, как мы под него будем пропущены. Под мост нас пропустили быстро. Перед мостом нас нагнали байдарочники и мы вместе пошли на водную "Торпедо". Наш поход снимал представитель местной ярославской газеты "Северный рабочий". По приходу команда оделась в белое и уволилась на берег. Всем походом пошли в ресторан "Москва". Вадим пошёл в фотолабораторию газеты узнать насчёт проявления пластинок (!!!Л.Н.Г.). После обеда обе команды разбрелись по городу. Вечером на водной "Торпедо" смотрели всесоюзные соревнования СО "Торпедо" по плаванию и народной гребле. Особенно отличились москвич Ушаков (400 м - 5:25,6) и горьковчанка Павленко.

21 июля 1938 г.
09:15 Пошли завтракать в кафе.
12:00 Решили все искупаться и здорово накупались, в "собачьем ящике" играли в догонялки.
13:00 Отошли от водной "Торпедо". Продолжаем свой путь.
18:00 Принял вахту Бушуев. Ветер стихает, днём был порывистый до 5 баллов.
19:30 Прошли пристань села Диево-Городище. За полчаса до прохода слышали колокольный звон. Это 30 км от Ярославля. До Костромы осталось 51 км.
20:00 Встретили возвращающийся пароход "Ударник", очевидно,он уже успел сходить в Кострому. Обходим какой-то остров справа.
21:30 Меня сейчас подняли (я спал как младенец) и объявили, что я вахтенный. Дали в руки какую-то верёвку и велели за неё тянуть. И, кроме того, сказали, что мне надо писать в борт-журнале. Вот я и пишу. На борту всё благополучно, все здоровы, настроение бодрое, капитан спит (слава богу!) и не нервничает, проишествий никаких не было, кроме одного небольшого: Таня, желая подойти к "Авралу", сделала поворот фордевинд, считая, что делает поворот оверштаг. Сейчас подходим к какой-то деревне. Решили приготовить ужин. Солнце село. Закат был очень красивый, но пока я проснулся и собрался его снять, он кончился. А в остальном, прекрасная маркиза, всё хорошо, всё хорошо.

24 июля 1938 г.
00:00 На ночную вахту до 3-х часов стали Бушуев и Акимов. Идём по белым бакенам, порой приходится галсировать, ветер приятный и ход развивается бешеный. Злимся на "Аврал": из-за него не поужинали и потратили 2 часа только для того, чтобы купить в деревеньке молока и на противоположном берегу сесть на мель. На рассвете встретился пароход "Роза Люксембург". В часы дежурства нам встретилось три пассажирских парохода. Из них один нас обогнал. Встретилось три или четыре каравана. В общем, ночью вести очень интересно, хотя и страшно сесть на мель. Ветер был очень хороший. Особенно был хорош плёс на 50 км от Ярославля. Утром были в Костроме. Вахтил Чирков.
13:00 Предыдущие события описаны Акимовым и Бушуевым. Сейчас отошли от г.Костромы, куда мы пришли около 8 ч. утра. Утром управлял яхтой один Чирков, все остальные спали. Подходя к Костроме, он увидел большой старинный монастырь, стоящий на р.Кострома - притоке Волги. Витя решил подняться по Костроме до монастыря, пока не подошёл "Аврал" (он опять отстал). Но р.Кострома оказалась быстрой и мелкой, и "Серго" сел на мель. Витя долго молча возился, пытаясь снять яхту с мели, но безуспешно. В конце концов, он поднял меня, и мы вдвоём, сойдя в воду вывели "Серго". В Костроме дождались "Аврала" на водной станции союза льнянщиков (??? - неразборчиво) и пошли завтракать (или обедать).

Завтрак в местной столовой был вкусный, дорогой и не сытный (т.к. порции мизерные). Затем в городе купили провизии, я сделал три снимка, и мы пошли на яхты. День неумолимо жаркий, ветер около 2-х баллов, встречный. Сейчас проходим Кострому. Невдалеке ж/д мост. Там во время остановки для оформления пропуска надо будет хорошенько искупатьс. На этом запись кончаю. Сейчас сажусь за руль, вахту сдаю Бушуеву. 13:50 Вахту принял Бушуев. Подходим к ж/д мосту, который расположен чуть пониже Костромы.
15:10 Продолжаем путь по маршруту. От Костромы ушли недалеко. Виден ж/д мост. Ветер приличный.
16:10 Совсем заштилело. Жарко. Передаю вахту Бушуеву (Акимов).
17:00 Идём очень медленно, с правой стороны реки чудесная дача на горе в лесу Козловы горы санаторий им.Трифоновича. На берегу На берегу много отдыхающих купаемся. Вниз по течению прошёл пароход "Сура", который мы видели стоял у пристани в Костроме. Ребята все спят и на "Серго" и на "Аврале". Жара стоит неимоверная. Сейчас хотим остановиться в д/о "Волжский турист", всё равно ветра нет, этот д/о будет километра через 2.
19:30 Вот мы уже и в д/о, вернее, в лагере. До ужина играли в волейбол, очень всем захотелось попрыгать на земле. Витя Ч. Хоть и до ужина зверски подавал мячи, так что в лагере противника вызывал панику.
21:15 Сейчас отошли от лагеря. Перед отходом местный фотограф снял нас на фоне яхты. Когда отошли, то пионеры на берегу хором прокрикивали разные напутствия нам вроде: "Счастливый путь москвичам" и т.д. Сейчас начинает темнеть. Слабый ветер. Пишу плохо, потому что прошёл пароход "Гражданка" (???Л.Н.Г.) и нас качает на волнах.

25 июля 1938 г.
12:55 Все стали такими лодырями (я, конечно, на Еркину и Чиркова не указываю), что не желают ничего записывать в журнал. Сегодняшнюю ночь всё время шли. До половины первого на вахте были Таня и Витька, затем коротал время и расстояние я, после меня сидел Юрка. Утром зачалились вместе с "Авралом" к баржам, которые тащит катер. Сейчас идём на буксире. Ветра почти нет. До Кинешмы ещё около 40 км. Скоро думаем отцепиться и идти под парусами, т.к. скучно ползти на буксире.
18:00 Отцепились от буксира, ветер свежий, но опять бейдевинд. Обогнали сначала буксир "Волну" и потом как всегда "Аврал", хотя они и говорят, что прямоштевник ходит лучше их только на тихом ветре. Да, хочу написать опровержение, Вадиму даётся отпор - Только что перед ним писала я и опять пишу, а он называет лодырем, это определённо его фантазия.
19:00 У "Аврала" опять (бессчётное количество раз) заел дирик и они остановились посредине фарватера и стравили паруса и начали аврал очередной. Уже видно Кинешму.
19:45 Подходим к Кинешме. Встретили две ВМШ-шестёрки. В Кинешме поужинали и пошли ночевать на водную станцию. Утром заболела

26 июля 1938 г.
15:35 Ире пришлось остаться. Отошли. Ветра почти нет, так и скребёмся с берега на берег. Идём бейдевинд в пределах видимости Кинешмы, ветер хороший, ход тоже. Вадим, истомлённый жарой, вместе с Лёшкой уснули на баке. Вадим же, боясь скатиться за борт, завязал "беседку" на фалине и на всякий случай взял её в руки. Через 10 минут придётся потревожить его мирный сон: его очередь сидеть на стакселе.
17:32 Действительно, мой сон потревожили. А спал я чудесно. Днём мы с Миловидовым ходили за продуктами в город (а до него от водной станции около 4 км.), было жарко. Мы истребили много морса и изрядно устали. Попав на бак, где в тени паруса приятно обдувает ветерок, я разомлел и уснул. Яхта шла лавировкой, меняя галсы, и я во сне, соответственно, поворачивался и хватался за фалинь и штаг, чтобы не свалиться в воду. Сейчас идём вниз по Волге. От Кинешмы отошли километров 8-10. Ветер снизу балла 3. Ход приличный. Эх, если бы таким ходом идти вдоль реки, а не лавировать от берега к берегу! Повстречали пароход "Глеб Успенский" и какую-то коптилку под названием "Авто-база", через 15 м. сажусь за руль. На стаксель посадим Акимова, который от самой Кинешмы лежит под тентом.

27 июля 1938 г.
Я ещё вчера сел на стаксель. Шли мы при плохом ветре. По нужде пристали к берегу. Потом слышим, кричат с "Аврала" - давай цепляться к каравану. Мы сели на вёсла и пошли на середину. "Аврал" же решил подойти под парусами. Подошли к каравану, пошли параллельно, медленно отставая, а потом прицепились к барже, причём с баржи великодушно приняли чалку. Караван вёл "Камышин". Скорость была порядочная, около 10 км/час. "Аврал" же, хотя и пожелал раньше нас уцепиться, не успел и не сумел, слишком мала скорость. Они отстали. Мы прицепились. Долго рассуждали, оставить или нет "Аврал". Решили идти до Юрьевца. Там ждать. В Юрьевец пришли в 1.30. В 7 часов утра пришёл "Аврал". Мы хорошо выспались. Вадим поставил стационарную антенну. Ночью мне приснился страшный сон. Утром все мы смеялись над тем, как я кричал во сне.
12:35 Вышли из Юрьевца, предварительно закусив в местном ресторане. Городишко бедный, захолустный. Лазали на гору - метров 40. Оттуда был виден весь город, как на ладони.

                          

Ветерок слабый, встречный. От Рыбинска прошли 35 км (???Л.Н.Г.) (Акимов)
13:05 Принял вахту Бушуев.
13:10 Тащимся прямо на мель, шверт выбирать не буду. Ниже г.Юрьевца на Волге большой остров. Фарватер проходит влево от острова.
13:25 Встретили буксирчик "Ткач".
13:30 Нагоняем "Аврал". Ветер стих. Штилеет. За первым островом оказался второй, отделённый от первого проливом метров в 60.
21:00 Снялись со стоянки, на которой мы ели молодую картошку, неудачно сваренную кухней под управлением опытных кулинаров (Еркина) и гастрономов (Линковский) и пили какао. Кажется, самым довольным остался наш капитан, т.к. последнюю чашку какао он допивал, вися на вантах и благодушно ухмыляясь.
21:10 Слушаем "Коминтерн" RW-1 на репродуктор. Капитан (в исполнении Чиркова) уже лёг спать, как видно, после сытного ужина.
21:20 С 11 часов вступают ночные вахты.
21:25 Исполняется романс Шумана "Орешина", исполняет артистка Павлова.
21:30 встретили пароход "Ленинград".
21:35 ветер с попутного заходит на встречный, кончаю писать, т.к. стало уже темно. Спокойной ночи.

28 июля 1938 г.
03:20 Опять я вступил на вахту. Происшествий никаких за ночь не набежало. Только здорово крутились перед пароходами.
03:40 Проснулся Вадим и запросил спешной, не терпящей никаких возражений, высадки, и когда я его вёз на берег, то он всё время продолжал дуть на паруса. Пока высаживались, "Аврал" ушёл далеко вперёд, надо будет его нагнать.
04:30 Ветра нет - только тяга.
04:50 Встретили пароход "Гражданин".
05:20 Нагнал пароход "Память Хохрякова".
06:05 Прошли пристань.
06:10 Встретили пароход "Композитор Бородин".
06:15 Догнали "Аврал".
06:50 Пристали к берегу по просьбе Чиркова.
07:05 Идём дальше.
08:40 Проходим мимо Чкаловска, небольшого городка, лежащего на правом берегу Волги. Видны: парашютная вышка, фабрика, пароходная пристань. Пристали, пошли позавтракали, полюбовались городком, посмотрели дом, где живёт Валерий Павлович Чкалов.
11:00 Отчалили. Я теперь сижу за рулём ветер свежий фордевинд.
12:00 Встретили буксир "Степан Фаустов" и "Тарас Шевченко".
13:45 На левом берегу показался Городец, 23 километра от Чкаловска.
14:00 Прошли Городец, осталось 52 километра до Горького.
14:25 Встретили пароход "Память Вахитова". Сдаю вахту Пшеничнову. (подпись)
14:50 Принял вахту (ох!). По этой причине Акимов прогнал меня с бака, где я чудно дремал в тени стакселя. Рядом со мной блаженствовал Эйгенброт. Он недавно полез купаться, отстал от "Аврала", и мы его подобрали. Он очень доволен, т.к. на "Аврале" ему пора бы было уже вступать на вахту. Солнце печёт немилосердно. Ветерок, хотя и слабый, но попутный, и мы постепенно подвигаемся вперёд. Вдали дымит какая-то труба - вероятно Балахна. Из новостей следует отметить, что на яхте появились какие-то зловредные мухи. По виду они напоминают обычных домашних мух, но жалят отчаянно. Чирков достал резинку от трусов и щёлкает ей мух. Однако, мух от этого не убавляется. Вообще же, всё в порядке. Настроение бодрое. Сейчас попробую поспать, если Чирков не напомнит, что моя очередь сейчас сидеть на стаксель-шкотах.
16:10 Принял вахту. Прошли Балахну. До Горького 32 км. До Балахнинского комбината 8 км.
16:30 Встретили пароход местного сообщения "Димитров". В полночь пришли в Сормово. На противоположном берегу заночевали. Утром вышли к Горькому. До Горького 8 км. В 11 часов прошли жел-дор мост. До Горького еле доскреблись. Ветер затих. Встали на водной станции ОСВОДа. Пошли в город.

30 июля 1938 г.
20:00 Вышли из Горького. Собирались уйти в 17 часов. В это время был хороший ветер. Но разгильдяи с "Аврала" прогуляли в городе. В общем, от Горького у всех осталось хорошее впечатление. Только мы вышли из Оки, видим буксир с плотами. И на глазах у всего города уцепились за плоты.
23:00 Решили провести производственное совещание - обсудили наболевшие вопросы. Говорили о недостатках. За полночь (в 2 часа) собрание кончилось. (Нас плотовщики раз 6-7 перебивали).

31 июля 1938 г.
15:00 Сейчас прошли пристань Работки в 65 км. от Горького. Ночь провели на яхтах, буксируясь за плотами, которые тащил буксир. Утром около 9 час. отцепились, подошли к берегу и на очень красивом месте стали готовить завтрак. Сварили бигуль с маслом и компот. Оба блюда вышли очень вкусными. Когда отошли, то вскоре задул славный попутный ветерок. С ним мы быстро дошли до прист.Работки, где набрали хорошей ключевой (очень холодной) воды. Едва отошли, налетел шквал и начал нас солидно трепать. Но скоро ветер установился и дул равномерно с силой четырёх баллов. На Волге он развёл порядочную волну и, сидевшие на баке, Бушуев и Еркина частенько принимали душ. Зато ход был хорош.
17:25 Сейчас прошли пристань Юркино в 21 км. от Работок. Решили на противоположном берегу у дер.Работки сделать привал и приготовить обед. Благодаря хорошему ветру все повеселели и захотели есть. Сдаю вахту Бушуеву. (подпись)

1 августа 1938 г.
Вчера часов в 18 пристали неподалёку от пристани Юркино (???Л.Н.Г.).

В деревне ничего купить не удалось. Все деревни объедены дачниками. Купили яблок, мёду и очень мало молока. Вчера я дежурил по кухне. Пообедали и легли спать. Сегодня по кухне вахтит Вадим.
10:00 Вышли со стоянки. Вчера сильной волной от парохода чуть не положило наш "Серго". При подходе к берегу шверт был выбран, но его не закрепили. Когда ударила волна, яхта накренилась и шверт выпал. Яхта уже не могла встать в прежнее положение. Казалось, яхта вот-вот положит паруса на воду. Поднялась суматоха. Мы бросились по яхте и навалились на борт. С трудом яхта встала. Это было ещё засветло. А ночью я увидел, что шверт стравлен. Но я знал, что яхта на мели.
Мы перепугались, думая, что погнули шверт. Тянули по двое, никак. Тогда навалились вчетвером и вытянули. Все вздохнули.
13:00 Прошли Исады (100 км. от Горького). Лёшка заболел. Болит голова, озноб, рвота. (Акимов)
14:00 Несколько ниже Исад остановились на красивом берегу. Я, Чирков и Акимов стали карабкаться на самую кручу. Это сделать оказалось елегко, т.к. склон очень крутой, и земля всё время осыпается ногами. Зато наверху мы были вознаграждены. С горы открывался прекрасный вид на Волгу. Завхоз Линковский, Миловидов и Еркина пошли в деревню за продуктами и купили яиц, молока, хлеба. Я стал спускаться с горы. Из-за Волги шла синяя грозовая туча. Спустившись с горы, я зашёл на "Аврал" за молоком и направился на "Серго". Начинался ветер, (???) потемнела. Я начал торопиться, т.к. на "Серго" был один дольной Бушуев. Решив, что для безопасности надо будет убрать паруса (хотя грот и был уже на топенанте), я подошёл к форштевню и  вдруг завыл ветер, раздался треск, и я увидел, что мачта со всем такелажем, парусами и рангоутом валится прямо на меня. Я прыгнул вперёд, но штага задела мне за ногу, а надувшийся стаксель опрокинул меня на землю. Паруса лежали на песке, волны заливали их. Из яхты смотрел Бушуев, который за этот миг успел проснуться, выздороветь и вылезть наверх. Начали падать первые капли дождя. Мы с Лёшкой отсоеденили гик и гафель и сложили паруса на палубе. С горы примчался запыхавшийся Чирков. После дождя пошли искать столяра, чтобы заказать ему новую мачту.

2 августа 1938 г.
Сегодя в 10 часов должна быть готова новая мачта
09:00 Поход только ещё встаёт. Чирков отправляется ловить рыбу. Остальные в ожидании завтрака полощутся. По кухне дежурю я. После завтрака в ожидании мачты команды обоих судов решили позабавляться. Двое ползают и волочут по дну кусок марли, а остальные на четвереньках загоняют им на марлю рыбёшек и как только штучки две-три рыбёшки проплывут под марлей, так под торжествующий крик марля извлекается из воды, и рыбы отправляются в припасённую на сей предмет миску с водой и идилией песчанного дна с ракушками. После всеобщего аврала (постановка мачты не "Серго" и перетряхивания барахла на "Аврале") начали есть стерляжю уху, которая получилась не очень удачной по причине первого раза, кроме того был зарегистрирован один случай ненаедания (Чирков). Вечером отошли от нашей стоянки.
15:00 Командир спрыгнул с яхты купаться и попал в плен на "Аврал". Мы идём одни, вот второй раз преднамеренно садимся на мель, чтобы влезть в воду. Такая ужасная жара и нет ветра. После третьей нашей остановки сердце командира не выдержало, и он нырнул в воду с "Аврала", а "Аврал" нас обошёл и поплыл против течения вверх к нам. Я плыву на "Аврал" доедать яблоки, которые не съел Витька, и играть в домино. (Еркина)
17:15 Началась собачья вахта. Первый раз за всё время нашего похода сидят Вадик и Лёша, ветер хороший, дождик ещё лучше, такой, что стали сначала протекать коминксы, потом и сам тент. Сначала они орали песни, а потом, когда штормовки, надетые на одни плавки, намоки, и по телу побежали ручьи, то они взвыли. Хорошо, что на горизонте появился Васильсурск, и преспектива горячего обеда подстегнула их. Ночуем в Васильсурске.

4 августа 1938 г.
Встали в 06:25 по причине сильного ливня и сейчас же стали поднимать паруса идти. На вахте Юрка ругался, поднимаясь с насиженного местечка под баком, но строгие взгласы и взгляды нашего командира подняли его. 09:30 Пристали к песчаному берегу. Дождь кончился. "Аврал" далеко сзади. Скоро будем в Козьмодемьянске, там от нас уезжает Вадик. Как Витя выразился, крысы бегут с корабля, уж наверно, не к добру. Вадика торжественно проводили.

5 августа 1938 г.
В самом деле, уход Вадика обозначил начало неприятностей на "Серго". О главной из них напишет командир. (Еркина) А дело было так. После того как проводили Вадика, шли всю ночь и утром пристали к берегу за 4 км. до г.Чебоксары. Тут приготовили завтрак, позавтракали, и к этому времени начал дуть хороший ветерок. На "Аврале" что-то замешкались с отходом, а мы решили выйти походить и подождать их. На руле во время отхода сидел Юрка Акимов. В это же время ветер несколько стих, и Юрка никак не мог набрать ходу, но вдруг, налетел шквал, и яхта, не имея хода, мгновенно опрокинулась. При чём все мы как горох посыпались в воду и так растерялись, что Лёшка, например, когда был уже в воде, вдруг заорал: "Вылезайте на шверт, тогда её не положит"?! А Таня, в момент переворота державшая ведро, не помнит было ли оно у неё вообще. Этот "оверкиль" стоил нам потери двух паспортов (Лёшки и Юрки), фотоаппарата, моего портфеля и ведра. При чём из-за потери паспортов Лёшка и Юрка выразили желание закончить поход в Казани и ехать в Москву доставать новые. После аварии, высохнув, мы пришли в Чебоксары. Первым делом пошли обедать, по дороге встретили начальника ОСВОДа, который пообещал нам помочь на следующее утро в поисках чемодана. Из-за него мы решили остаться ночевать, но напрасно. Он оказался порядочным вруном и кроме лодки на следующий день ничего не дал нашим ребятам, поиски оказались бесплодными.

6 августа 1938 г.
Сегодня мы целый день в Чебоксарах. Ну и город. Тут в выходной день даже все сберкассы закрыты, в результате всего мы остались без копейки денег. Ходили на Р-45 - горьковском "Снарке", ну и махина, а в тихий ветер наши "М" её обходят. Ночь была очень удачная. Сначала сидела за рулём я с 9 вечера как мы вышли. Гонялись с "Авралом" с Витей Бротом. То он, то я обходили друг друга, но потом, когда стемнело, я здорово обошла их. Все у нас легли спать, фонарь не горел, я шла по месту, где не было бакенов. На меня из-за поворота вдруг выпер пароход и буксир, а сзади вдруг появился речной трамвай. Ну, мне пришлось увалиться на мель, ну, тут я подняла крик. Витя высунул свою заспанную физию и говорит мне, ничего опасного, ну потом вслед Юра, и на вёслах вызволили нас с этой мели. После этого, отъехав недалеко от этой мели, задул такой замечательный ветер, курс полный бейдевинд, что нас не мог догнать пароходик долго, наконец догнал. в 3 часа я сдала вахту Юре. в общем ночью мы прошли 55 килом.

7 августа 1938 г.
Утром, позавтракав, стали отходить. Когда ставили паруса, развязался дирик и при падении гафеля сломался ус - Вадикина берёзовая надёжа. о это повреждение было исправлено в 40 минут, мы уже натренировались. Только мы исправили свои повреждения, смотрим на "Аврал", там тоже дирик дал бздынь, но они его насобачились в 10 минут исправлять повреждение. (у них рвётся уже 4 раз). После всего этого благополучно отправились в дальнейший путь. Был хороший ветер, принёсший с собой дождь, но в это время мы были уже в Козловке (последняя пристань перед Казанью). Перед Козловкой обогнали финский бот казанского ОСВОДа. Шёл под парусом (Прямое разрезное вооружение). Этот бот обогнал нас во время стоянки в Козловке, где мы покупали продукты. Кстати, следует отметить, что в Козловке с нас содрали за молоко 6 р. за 3 литра. При чём за бабами, у которых мы купили молоко, пришлось ещё гоняться на яхтах. в общем в Козловке мы прочикались, а ветер начал "запукать", и начало темнеть. Тогда мы решили догнать плоты и на них устроить ночёвку, предварительно приготовив ужин. Пробовали догнать под парусами, но не могли, а потому пришлось догонять на вёслах. "Аврал" догнал первым, т.е. раньше сели за вёсла. Плотовщики и команда разворачивающего буксира "Чебоксары" оказались очень хорошими. Особенно гостеприимным оказлся сам капитан. Онразрешил изготовить ужин в судовом камбузе и приглашал ночевать на пароход. Я вместе с помощником капитана подготовил камбуз для изготовления ужина. Пока я был на пароходе, Таня ухитрилась провести беседу с плотовщиками "о международном положении". На этом плоту мы прекрасно провели ночь, хорошо выспались. С ним же прошли под ж/д мостом.И утром со свежим попутным ветерком отцепились, обогнали плоты и пришли в г.Казань. В Казани остановились у дебаркадера "Динамо".

8 августа 1938 г.
Первым делом в Казани пошли на почту получить перевод, т.к. денег совсем нет. По дороге строили планы, куда будем наниматься, если дениги не перевели. Ура, деньги наконец получены. Но наш поход обеднел людьми. Лёша с Юрой уезжают хлопотать о новых паспортах. Витя Эйгенброт получил срочную телеграмму, вызывающую его домой. За ним увязался Сергей, итого нас осталось 5 человек - 50% процентов первоначального состава. Долго искали столовую пообедать. Все разбрелись по Казани, условясь встретится в 7 часов на почте. В 7, очевидно, Лёша и Юра уже уехали в Москву, потому что на пристани собралось нас 6 человек. Мы пошли ужинать в "Казанское подворье". После ужина пошли спать на яхты. На улице было очень холодно, мы все, одетые по летнему, без курточек, замёрзли, пока не добрались до "Динамо". Тут мы расстались с Бротом и Сергеем и пошли спать.

9 августа 1938 г.
Утром, позавтракав, хотели выйти, но, когда пришла Ира, она былаотпущена на берег, то подняла вой на счёт того, что идти буде     впятером трудно, и ночи то холодные и т.д., и в общем надо кончитпоход, но это нам всем не понравилось. В 12 часов мы начали ставить паруса, при чём, пока Виктор выбирал дирик, меня гиком порывом ветра сбросило в воду прямо под баржу. На барже началась паника: и лодку то хотели подавать, и концы отбрасывать, но обошлось без них. Я вылезла по рулю, пострадали только мои часы, т.к. я ещё не успела раздеться, прийдя из города. Наконец вышли, ветер свежий, 5 баллов. Неуспели мы отойти от Казани, за рулём сидела Ира, как "Аврал" положило. Мы были впереди, вдруг, слышим дикий крик, "Аврал" лежит в воде, а на шверте и борту стоят три унылые фигуры. Спасать приехал бакенщик на лодке, и мы... ветер всё время, даже на вёслах, со стравленными парусами, мешал нам подойти к "Авралу". Но всё таки, при героизме Чиркова, который бросился в воду, а было довольно холодно, "Аврал" был извлечён на берег и откачан. Сушится. Поехали к бакенщику ночевать, пришлось тоже ??? (неразборчиво Л.Н.Г.) Вечером Коля провёл беседу о междунарожном положении.

10 августа 1938 г.
На следующее утро прицепились к каравану с плотами и целый день ехали на нём. "Аврал" продолжал свою просушку. На буксире "Сакко" Коля провёл ещё одну беседу "об Авиации". Отцепились от буксира в Камском устьи.

11 августа 1938 г.
На следующее утро вышли закупить шамовки. Забыла написать, Ира после оверкиля сбежала обратно в Казань, так что мы теперь с "Авралом" в одинаковом положении - по два человека на яхте. В тот день, когда мы вышли от Камского устья, сначала ветра почти совсем не было, потом подул встречный ветер из приближающейся грозы, нас очень давило и кренило, мы шли короткими галсами. В общем, к вечеру, когда мы вынуждены были остановиться из-за грозы, оказалось, что мы прошли 30 км. Пошёл сильный дождь, мы, так и не сварив ужина, легли спать. Витька вышиб у меня карандаш бабочкой фордевинда, поэтому бросила писать.

12 августа 1938 г.
Плотно позавтракав, пустились в путь, до Ульяновска 100 км. Впереди ужасная гроза, ветер встречный. Мы рифимся и всё-таки идём с очень большим креном, откренивать-то некому. Вот ветер начинает меняться, гроза прошла, на несколько минут тихо, чтобы за поворотом ударить нам в лицо с новой силой. Вторая гроза, такая небольшая тучка, а такой вихрь, прямо, держись.
05:30 (Очевидно, 17:30 Л.Н.Г.) Ветер зашёл на попутный, теперь гроза двигается сзади на нас. Как, интересно, она нас нагоняет? Только не особенно "интересно" будет, когда она нам даванёт на мачту. Сзади появилась серая полоса, на воде потом по ней начинают ходить белые барашки. Витя отдал мне руль, ну и здорово жмёт на мачту, стаксель рвётся и штага дрожит. На "Аврале убрали грот, боятся за мачту, идут на одном стакселе. Но вот гроза пролетела. Теперь идти спокойно. Прошли пароходную пристань Тетюши (??? - неразборчиво), зем??? "Волжская-3". Сейчас ветер затих, пристали за молоком и ночевать.

13 августа 1938 г.
Я всех разбудила в 6 часов. Ветер попутный. Два часа провозились с завтраком. В 8 пошли. Ветер свежий, попутный, идти хорошо, идём зарифленные.
17:00 Виден мост перед мостом Ульяновск.  Ульяновске нас встретила Нина Куплянская, она ждала нас целый день. А Коля встретил 2-х своих приятелей, которые тоже пойдут с нами. Витька Линьковский от нас удирает в Москву. Город Ульяновск стоит на высокой горе. Вот мы умаялись подниматься туда. Ночевали часть на яхте, часть в номерах.

14 августа 1938 г.
Встали в 8, в 9 уже вышли. Нас пугали, что ульяновский мост самый страшный, что нас под него не пропустят и т.д. А оказалось очень просто, как и (??? неразборчиво) все предыдущие. Ветерок свежий, бейдевинд, идём хорошо. Во всех (??? неразборчиво) ищем, впереди прошедшую, яхту. У нас на "Серго" новый пассажир Тузик. Это собачёнка, которая пристала к нам в ресторане. Верх следующей страницы оторван Л.Н.Г. далее следует) .. а это 15 км от Ульяновска
04:00 Прошли Шиловку.
06:20 На правом берегу цементный завод.
07:00 Сенгелей на правом берегу. С левого берега проран, в нём мы буден ночевать.Чтоб дбраться до ночёвки, мы здорово помучились. Проран оказался мелким, в 8 часов пристали.

Здесь журнал обрывается, на оставшихся страницах, явно, конспект перевода правил парусных соревнований, точнее, коментарии к ним ??? Л.Н.Г. - надо бы уточнить почерк и попытаться определить источник, тогда, может быть, и время написания - происхождение.