ИСТОРИЯ ЯХТЫ "ПИНТА"

Из архива Льва Н. Григорьева

История яхты "Пинта", наверное, берёт своё начало в 1961 году. Кажется, именно тогда появился в Москве первый "Фолькбот" F-7, которым стал командовать Н.В.Григорьев.

 

Именно ему (F-7) первоначально предназначалось имя "Пинта", впрочем, нигде пока не записанное. Не помню, почему, но эту яхту в один или два сезона куда-то сбагрили, и где-то в январе или самой ранней весной 1962 года Отец получил взамен "Фолькбот" F-11. Эта яхта, построенная на Таллинской верфи, должна была стать экспонатом ВДНХ. Наверное, поэтому это был единственный (как мне известно) "Фолькбот" с краснодерёвой отделкой. Может быть, по той же причине шлюпочные работы не выдерживали никакой критики (про материалы – позже).
Мне, мальчишке, запомнился её ("Пинты") первый спуск в ЦВСК ВМФ – на деревянных кильблоках по каткам из брёвен. Яхта упорно уходила в воду вместе с кильблоками, не желая всплывать. Поступление воды в корпус превышало возможности людей работавших ломами. Забухала "Пинта", примерно, неделю, после чего держалась на воде. Однако, члены экипажа (знаю, потому что "сам там был") вынуждены были заниматься откачкой воды 2-3 раза в неделю.
Естественно, ранней весной 1964 года Отец решил посмотреть корпус "Пинты" поближе. Была отожжена краска с корпуса и составлена дефектная ведомость на предмет рекламации. Из этой ведомости следовало, что на ВСЕХ поясах обшивки присутствуют ВСЕ известные дефекты древесины (косослой, сучки, серая гниль и т.д.). Весной того же года была произведена частичная замена обшивки (самые больные места) силами Н.Григорьева, Е.Леоньтьева, Е.Мартынкина и др.
Жить стало легче, и "Фолькбот" F-11, на борт которого латунными гвоздями уже были набиты буквы "ПИНТА", вырезанные мною из 3мм фанеры и покрашенные бронзовой краской, совершила своё первое "дальнее" плавание на Рыбинское водохранилище.
В дальнейшем "Пинте" довелось быть первой яхтой (вместе с "Победой" F-28), прошедшей Волго-Балтийским каналом из Москвы в Онежское озеро (1966 г.), первой (под командованием Н.Григорьева) добраться до Белого моря (1969 г.).
Между прочим, ей, "Пинте", довелось пережить на ходу в Рыбинском водохранилище настоящий ураган. Был там – картинка не для слабонервных. В Брейтово, куда мы пришли на рассвете, стояло гидрометеорологическое судно, проснушиеся бородатые дяди, смотревшие на нас удивлённо с палубы (сверху), не смогли ответить, как дуло ночью, хотя их судно было обвешано всякими ветромерами как новогодняя ёлка. "Шкала у нашего самого главного анемометра заканчивается на 40 м/с – его зашкалило." – был их ответ.
Это испытание не прошло "Пинте" даром, пришлось осенью подтягивать клёпки на всех поясах, менять равендух и т.д.
В январе 1971 г. родитель отдал мне "Пинту", мне удалось перевести её на баланс МИФИ, и весной началась её глобальная реконструкция. Прежде всего была заменена часть обшивки корпуса (примерно 40%). Реечная палуба заменена на фанерную. Рубка поднята за счёт постановки комингсов на палубу и продлена до форлюка. Был сделан самоотливной кокпит и перепланированы внутренности, поставили мачту на рубку, озаботились вентиляторами, помпой, камбузом и т.д. Тогда же у "Пинты" появился краснодерёвый штевень.
Первый выход с участием в "Волжской регате" со слабо укомплектованным экипажем обернулся на Московском море выдранным лик-пазом грота-гика. Лодка уверенно прошла это испытание и на Онежском озере заняла 2 место после переделанного "Дракона" "Гринда" – я/к "Парус". (Об организации и судействе гонок на "Кубок Онежского озера" – в отдельном тексте).
В 1974 г. на "Пинте" ходил только в Москве, т.к. окончил институт, поступил на работу и отпуска не имел. Знаю, однако, что при прохождении Волго-Балта, у последнего шлюза перед Вытегрой моим товарищам сильно не повезло. Они стояли между быками в ожидании шлюзования и проходящая "Комета" своей волной посадила "Пинту" на сваю. В днище образовалась приличная дыра. Пройти шлюз и встать на мель в нужном месте помогла МИФИстская яхта "Борей" (которую я вынужден хранить как памятник и по сей день). Пробоина была временно заделана снаружи "досками от забора". Естественно, пришлось зимой латать всё штатно, причём, расширив ремонт поясьев в длину и ширину на столько, на сколько хватало времени.
В 1975 г. "Пинта" перевооружилась. Штаг был поднят (кажется, на 70 см), была сделана мерилка IOR, наш номер стал VI-35. Опять участвовали в "Волжской регате", по дороге туда, в канале, паруса (х/б) перешивались на руках. Неплохо отгонялись в "Волге" (Табличек не прибито – значит, не первое место, или табличек не было). На Онего в гонках на "Кубок Онежского озера" "Пинта" заняла второе место, уступив яхте "Йог" ("Нефрит") из Чебоксар – капитан Кичкин.
В 1977 г. командование "Пинтой" было мною передано моим матросам. При реанимации "Пинты" в 1973 г. сроки её использования на 5 лет (и не более) казались весьма разумными. Когда в 1978 г. тогдашний капитан "Пинты" – Юра Плужников доложил, что трудно бороться с течью, что, мол, "рыбки в трюме плавают", я принял трудное для себя решение о кончине "Пинты". Её надо сжечь, предварительно сняв дельные вещи… И ещё, очень жалко краснодерёвые комингсы рубки, очень хорошо сделанную крышу рубки… Ещё хотелось оставить память о лодке. Поэтому мой любимый матрос Андрей Лейст (будучи капитаном яхты "Борей", погиб под лесовозом на Волго-Балте на подходе к Вогнеме) отпилил по вертикальной плоскости транец с куском палубы и приступил к вырезанию рубки (простой ножовкой вместе с частью палубы) – вдруг кому-то из товарищей фолькботчиков пригодится такая прелесть.
Рез по палубе не завершился, когда Миша Петухов доложил, что есть некие люди, которые хотят купить "Пинту"! Я долго говорил: "Нет!" Потом сломался: "Пусть забирают!"…
Примерно в 1980 г. шлюзовался на канале им.Москвы. В шлюзе, как водится, к моему борту цепляется яхта… ПИНТА!!!… Написано на борту "ФЕНИКС"! Поговорили… Я "прикинулся шлагом"… Мол, что за лодка… Услышал много громких слов… затем поинтересовался, как ведёт себя расколотая подушка на 3-ем поясе в правом гробу… Разъяснил ситуацию, выпили, естественно…
После этого случая "Феникса" видел случайно на воде раз или два.
Ваше сообщение, о том, что он - "Феникс" (или она – "Пинта") жив, греет мне душу. Рад буду помогать, чем могу.
 

 

Эта краткая история яхты была написана руководству калининградского яхт-клуба, где 'Пинта' - 'Феникс' оказалась в конце 90-х годов. Там ее даже собирались поставить в Морской музей, но связь с Калининградом по техническим причинам потерялась и о дальнейшей судьбе яхты мне ничего не известно.

 

Лев ГРИГОРЬЕВ

 


 

Так случилось, что прежний хозяин 'Феникса'  В. Б. Аксаментов впоследствии имел непосредственное  отношение и к моему  'Сюрпризу', и я через 'Сюрприз'  нечаянно познакомился с его сыном Кириллом Аксаментовым, который помог узнать некоторые подробности жизни 'Пинты'- 'Феникса'. Сейчас даю выдержки из нашей переписки с ним в интернете.

                                                  ...................................

 Добрый день! Наконец-то добрался до Вашего сайта. Прочитал о Пинте... Не помню, рассказывал ли я об этом, но тот человек, который выкупил Пинту, и впоследствии, назвал ее Фениксом, был В.Б. Аксаментов, т.е. мой отец. Он сделал это еще до всех идей о создании институтского клуба. В те времена мы еще недоумевали, на кой некто отпилил корму (которую пришлось потом "пришивать" на место) и пытался пилить палубу. Вместе с тем, постоянно отмечалось то, что лодка была не как все фольки, а с самоотливным кокпитом, удлинненной рубкой.
С лодкой было много интересного уже при "нашей" истории, начиная от случайного приобретения (отдельная история!), перевозки в Обнинск на ремонт, сигнала в ОБХСС, и т.д., и т.д. С нее и появилась через несколько лет идея о создании клуба филиала МИФИ (в последствии ИАтЭ).
Сначала 80-х по 90-е у Феникса была жизнь с походами и обучением студентов, а впоследствии, лодку приобрел приятель отца, который жил между Калиниградом и Москвой, ну и отвез ее в тот самый Калининград. Приезжая в гости к нему я видел Феникс. К сожалению, сейчас не знаю, что с лодкой, но при желании можно попытаться выяснить.
Вот так... Как Мир тесен! :)
                           

 

2014-02-12 13:00 GMT+04:00 Дмитрий Серпухин < Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. >:

      Кирилл, добрый день! У Льва Григорьева 25.02 день рождения, не сможем сделать ему подарок в виде информации о пинте-фениксе?

                                            ..........................

 Ну так уж получилось... :) Для меня это тоже была первая крейсерская лодка, а для отца первая собственная.Процесс приобретения был не очень романтичен. Отец вечером заехал в ЦВСК "Аврора" где занимался парусом с 1969 года, обнаружил народ за столом. Поинтересовался "по какому случаю пьем?", ему ответили - "поминки, Пинту сейчас сжигать будем". Он ломанулся посмотреть на лодку и ему показалось, что еще не все потеряно (не смотря на отпиленную корму, убитую внутренность, сгнивший штевень, пропилы в палубе и т.п.). Возвратился с вопросом - "а продать можете?", ему был ответ - "вполне!". На вопрос "Сколько?", ответствовали - "а сколько из магазина принесешь!". Он пересчитал имеющуюся при себе наличность, понял, что хватает на 4 бутылки водки, с чем и умчался в легендарный магазин у станции "Водники".
По возвращении, ему дали заключение, что принесенного вполне достаточно, и он теперь судовладелец!Вот так... А после была перевозка в Обнинск, ремонт, ну и "вторая жизнь", под символичным названием "Феникс" (ведь из огня, по сути, выжила же!). Но о том, что это Пинта со всей историей, ни кто не забывал. 
С Львом Григорьевым я несколько раз пересекался, но давно, еще, когда у нас были времена "Тихэ", так что может он меня и помнит, но не уверен.
 
Можно ему рассказать про возрождение Миража и доведение его до состояния современного гоночного судна.
  Попытаюсь найти того к кому ушла Пинта-Феникс, но не просто, отца давно нет, а я связь не поддерживал. Но попробовать можно.

 

Понедельник, 17 февраля 2014, 13:52 +04:00 от K Ak < Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. >:

 

Дмитрий, добрый день! Я нашел последнего известного мне владельца Пинты-Феникса, он отозвался и я жду ответ на интересующий вопрос. Но, вот если честно, то я что-то не очень ожидаю романтического продолжения истории корабля... Хотя... Ну, немного терпения!

                                                ……………………………

 

Добрый день!
Лодка точно в музее, поинтересуюсь фотографиями. ФИО последнего хозяина - Пугач Юрий.

 

                                                          ...... ..........................

 

Среда, 19 февраля 2014, 10:48 +04:00 от K Ak < Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. >:

 Дмитрий, добрый день! Вот цитирую ответ касательно Пинты-Феникса.

" Видел сайт нового владельца "Cюрприза" Даже, кажется, писал ему что-то...
  списывался с Григорьевым, он прислал мне кучу фоток "Пинты"... Дело в том, что Феникс-Пинта сейчас музейный экспонат:
Я подарил яхту музею Мирового океана в Калининграде, Она классно реставрирована и выставлена.... я написал эссе по истории Фолькбота в мире и в СССР. Все там... Так что не стыдно...
"