ОТЧЁТ Б.Б. Лобач-Жученко о плавании по Волге в 1958 году на яхте 'Ленинград'

 

ОТЧЁТ Б. Б. ЛОБАЧ-ЖУЧЕНКО

Глава 1.

Мы наконец уходим из Москвы. Первые огорчения. Утопленный спиннинг. Ночь на Рыбинском море» В Рыбинске и Ярославле» Саша хочет играть "в чижика".

Cколько ни работали на яхте, а всё не переделали. Больше откладывать было нельзя.
8 июля 1959 года, на Водной станции Спортивного клуба ЦУ ВМФ, собрались провожающие - Андрей с женой, Ма с коробкой конфет, Н.Шпянов с Марианной, капитан Саградьян и другие.
Открыли бутылку шампанского; подошел катер "Бук", подали на него конец и в путь.

Из провожающих остались моя жена - Ма и Леня Митницкий, cобиравшийся к нам присоединиться на юге и много помогавший при сборах. Настроение приподнятое - впереди 5 тысяч км пути, Ещё многое надо довести в походе. Под мотором яхта ходила несколько минут с Борисом Козинцевым и Виктором Рубцовым, под парусами с укороченной мачтой и перешитым гротом - ни разу.

Миновали Химкинский речной вокзал, шоссейный мост, заградительные ворота, глубокую выемку - места хорошо знакомые еще по довоенным годам. И только через час буксировки заметили, что в яхту поступает много воды. Приподняли крышку ахтерпика и увидели, что из щелей вокруг дейдвуда, в крышке колодца, бьет фонтаном вода. Беспрерывное откачивание привело к очень медленному понижению уровня воды в трюме.

Что делать? Сначала решаем на остановке в Зеленой гавани Клязьминского водохранилища устроить в круг дейдвуда уплотнение. Швартуемся в клубе Баранова и Митницкий, Козинцев и Рубцов берутся за работу. Вскоре становится ясным, что герметичности кустарным способом не добиться. Пришлось снимать мотор совсем и заделывать наглухо моторный колодец, Закрыв с трудом колодец, втискиваем в ахтерпик мотор. Снова прощание, и мы на буксире у "Буки" идем дальше к 6-му шлюзу канала им. Москвы.

Холодная звездная ночь. В Учинском водохранилище любуемся полыхающим в небе северным сиянием. Считаю его хорошим предзнаменованием, всё равно как радугу. Около часа ночи ошвартовались около входа в шлюз. На яхту приходит Саша Михайлюк, задержавшийся в городе с отправкой своего мотороллера по ж/д.

Скоро подходит воз, и мы швартуемся борт о борт с концевой баржой, К рассвету наверху остаемся мы с Сашей, который соединяет полезное - нахождение на вахте - с приятным - закидыванием спиннинга. Однако это мало его согревает, и он предлагает выпить по чарочке Старки, Достаются стопки, сооружается в кокпите закусь и раннее утро - 4 часа по полуночи – не лишают нас аппетита. За первым тостом следует второй, а затем шлюзование. Пройдя препятствие, снова завтракаем, Солнышко начинает пригревать, на ходу делать нечего, и я устраиваюсь тут же подремать, а Саша, встав на палубу, нечаянным толчком сбрасывает спиннинг в канал и он мгновенно утонул.

Опять огорчение, правда, касающееся только Саши. Он просто потрясен, В одну секунду роскошный прибор спрыгнул в воду не поймав до этого ни одной рыбки!

Узнав о кончине бутылки в их отсутствие, Борис и Виктор не высказали Сашке соболезнования и даже пытались найти какую-то связь между ранним завтраком и гибелью спиннинга.

Весь день буксировались по каналу и только к вечеру, пройдя шлюз у Большой Волги, подняли паруса и курсом бакштаг направились вниз по течению. Еще огорчение: грот плохо стоит, отваливается задняя шкаторина.

На траверзе г.Дубна к нам подошел моторный катер с представителем яхт-клуба, пригласившим переночевать у них в гавани. Пришлось отказаться, дорожа каждым часом после лишних пяти дней стоянки в Москве. Встречавших пригласили на яхту и с ними побеседовали на извечные темы - о парусном спорте.

Яхтенная жизнь быстро наладилась. Михайлюк "в своём репертуаре" - не пропускал ни одной особы женского пола на лодке, берегу, теплоходе - без разговоров, размахивания бежевым беретом и проявлением прочих знаков внимания. Западный ветер очень редко заставлял лавировать и только в крупных коленах реки. На исходе следующего дня мы подошли к Углическому шлюзу и на зеленый огонь прошли под парусами в его ворота. Через 15 минут яхта уже выходила из шлюза, причем пропустили нас одних, ожидая снизу теплоход.

В Угличе ошвартовались у знакомых мостков напротив Кремля. Утром, после посещения базара, почты и музея, отправились дальше и к вечеру вышли на просторы Рыбинского водохранилища.

Чудесная ночь на Рыбинском море. Я заступил на вахту в 24.00, но Борис и В сначала остались оба наверху. Тепло, масса огней - буи, створы, маяк на Зеленом острове. Идешь как по улице. Попутный четырехбальный ветер позволил миновать Рыбинское море за две вахты и около 4 часов утра яхта уже ходила около ворот Рыбинского шлюза, мимо статуи "Волга" - красивого монумента, одного из самых удачных из виденных нами. Зажегся зеленый огонь, наверх поднялись подвахтенные и мы вошли в Рыбинский шлюз.

Пока шлюзовались, Рубцов, как всегда, орал во всю глотку, давая всевозможные ценные указания каждому по отдельности и всему экипажу в целом. Из Рыбинского водохранилища спускали воду и на быстром течении мы скоро добрались до Рыбинска, самого запущенного и грязного города на нашей дороге.

Саша три дня страдал из-за утопленного спиннинга и все время взывал к общественной совести, мотивируя, что он больше всех работал по окраске яхты и просит купить за это ему хотя бы спиннинг. После долгих споров (с Виктором) решили в Рыбинске купить спиннинг, наивно предполагая обеспечить себя рыбой на все времена плавания по рекам и морям. Но как только в Рыбинске мы стали прицениваться в магазине к спиннингу, Виктор заявил, что разговоры были в шутку и он принципиально не даст денег и т.п. Пока Саша подбирал себе спиннинг мы с Борисом , вернувшись на яхту, разостлали на берегу грот и заложили по задней шкаторине две складки, значительно улучшивших парус. Покончив с перешивкой паруса, отправились дальше.

Переодеваясь в Рыбинске для выхода в город, я с ужасом обнаружил, что серые брюки не застегиваются, и пришлось распускать брючный ремешок. Если так будет продолжаться, в Одессе останусь в одних трусах с резинкой, позволяющей, как будто, добавлять вес до 300 кг.

От Рыбинска Волга страшно грязная: Плывет по верху нефть и много всякого мусора - щепа, обломки досок, ветки, газеты и т.п. Ни о купании, ни о питье забортной воды нельзя и думать.

Воду продолжали спускать и от Рыбинска шли большим ходом с попутным ветром. Однако ветер часам к 6 скис, яхта перестала управляться, и мы подошли к правому берегу, к устью ручья Одона, где стали на якорь. Молодежь побывала в Доме Отдыха, расположенном  рядом, контакта там не наладила.

Наутро снялись с якоря, стащившись с мели, пошли дальше и перед наступлением темноты ошвартовались у водной станции автозавода в г.Ярославле.

Ярославль нам понравился. Прямые, асфальтированные улицы, широкие тротуары; очень хорошо встроены новые дома на пустырях и взамен развалюшек, так что, с первого взгляда, не отличишь их от двух-трехэтажных старинных особняков, административных и доходных домов. И, главное, чисто. Сходили на почту, отправили телеграммы, а с переговорного пункта поболтали с домашними.

Из Рыбинска в Ярославль плыли в воскресенье, совпавшее с Петровым днем, и повсюду наблюдали массовые гулянья. В Ярославле на бульваре, расположенном на высоком, крутом берегу, застали массу народа.

В Тутаеве, небольшом районном центре 7 каменных церквей, из которых две очень старинных доминируют над городом. В Ярославле их тоже великое множество, но вокруг выросли крупные индустриальные предприятия, построен огромный речной порт, на нефтяном рейде большое число танкеров, так что город выглядит вполне современным, живущим в напряженном советском темпе.

Кострому прошли ночью. Масса огней на обоих берегах, большое число судов, высоко висящие в небе оградительные красные огни на трубах и радиомачтах, все это говорило о росте города.
Ночью засвежело, и к 8 утра мы уже ошвартовались у г. Плёса. Поднятая Горьковской плотиной вода подошла прямо к главной улице, превратившейся в набережную.

Всем экипажем отправились в Дом отдыха Художественного театра. Познакомились и пригласили на борт яхты нескольких отдыхающих. Вместе с гостями прошли до бывшей дачи Шаляпина, где сейчас находится дом отдыха "Торошино" ивановских текстильщиков. Саша там встретил дружка - капитана катера и после интимной беседы в глубинах его судна начал очень энергично ухаживать за всеми встречающимися женщинами, настойчиво предлагая им сыграть о ним "в чижика".

В доме отдыха мы пообедали, покатали на тузике девушек и снялись в дальнейший путь. Наших спутников Сашин капитан взялся доставить обратно в Плёс.

Глава  2.
На родине Валерия Чкалова. Баталия нa танцплощадке. Город Горький. Прибытие старпома. "Встреча с Аркадием. Знакомство с Волжскими перекатами. Штили и блесны. Болезнь Саши.

Чем ближе к Горьковской плотине - тем шире и полноводнее Волга, тем больше простора для яхты.

Самые лучшие места на великой русской реке - это где она течет в своих вековых берегах. Самые худшие - где вода поднялась всего на несколько метров, и по сторонам фарватера из воды торчат срубленные ледоходом деревья и телефонные столбы, фундаменты домов. Но у плотин образуются большие, полноводные озерные бьефы, где можно спокойно лавировать далеко от створов. Такое озеро и у Горьковской плотины, являющейся его восточным берегом. На западе, на высоком правом берегу г.Чкаловское, куда мы сочли долгом зайти, чтобы посетить родное село великого летчика.

В доме отца Валерия Чкалова расположен музей, а на соседнем участие построен ангар, где хранятся несколько самолетов: АНТ-25, на котором он летал через полюс в США, испытанные им И-16 и ПО-2, ЦКБ. Дом очень хороший, а экспозиция слабая. Реликвии – летное обмундирование Чкалова; всюду плохие фото и рисунки. Трудно установить, как он учился в школе, кто были его друзья, кому он писал письма и т.п. Зато сам дом стоит на высоком берегу Волги и окружен большим садом; из окон вид на Горьковское море.

Чкаловское - большое село. Правда, в центре вдоль просторной площади три каменных дома - горисполкома, горкома КПСС и почты, а посреди нее большая деревянная горка для катанья ребят зимою на санках. Есть ещё несколько новых каменных зданий. А в остальном - добротные деревянные дома, окруженные садами с вишней и яблоней. Очень много гусей, и, чтобы различать выводки, молодое поколение всё размечено. Комбинация цвета и окрашенного места, например фиолетовой краской головы или гузки, служат их отличительными знаками.

За несколько дней до нашего прихода здесь проводились традиционные парусные гонки горьковчан на приз памяти В.Чкалова. На пристани нам не смогли ничего рассказать об итогах соревнований, зато поведал о сражении, разыгравшемся между яхтсменами-пришельцами и старожилами. Авангардные бои разгорелись на танцплощадке, где местные девчата отдали предпочтение узким брючкам горьковских стиляг, пренебрегши низкими сапожками в гармошку, с заправленными в них шароварами, чкаловских щеголей. Блюдя чистоту провинциальных нравов и имея явное численное превосходство шаровары быстро вытеснили узкие брючки из парка и заставили отходить к пристани, месту стоянки яхт. Вызванная отступавшими судейская коллегия ввела в бой наиболее современное оружие - ракеты, приостановившие наступление противника. Свистящие между домов и деревьев рассыпающиеся разноцветными звездами сигнальные ракеты привлекли внимание местных блюстителей порядка, а ответный беглый огонь из дробовых ружей заставили ввязаться в бой милицию. Из ста примерно, участников баталии, б попало в больницу и несколько больше в темную. Сражение совпало с московским разбором дела футболистов, т.е. произошло совершенно некстати, и было, поэтому замято в партийной инстанции.

Встреченные нами впоследствии горьковские парусники отрицали начисто описанный бой, за что их нельзя обвинить в отсутствии здравого смысла.

Ожидая открытия шлюза, встретились с швертботом класса М, под управлением Корецкого, бывшего члена Рижского яхт-клуба. Швертбот М взяли на буксир, и от встреченных ребят узнали о рождении парусного спорта в Городце, у работников Горьковской ГЭС.

Расстояние от шлюза до г.Горького прошли за ночь. Из-за слабого ветра подняться по Оке вверх не смогли и ошвартовались у 6-го причала, пройдя первый этап в 900 км за 8 дней строго по графику.

В Горьком к нам должен был присоединиться Андрей Боровиков, и я с Рубцовым, отправились в местные яхт-клубы, предупредить их, где мы стоим.

Почти все яхт-клубы в связи с реконструкцией порта, переселились за город, на Мызу, где создается спортивный центр. В черте города остались временно 'Динамо" и ДОСААФ. Водная станция ДОСААФ находится за вокзалом, на невероятно грязной, немощеной набережной, заваленной всевозможным мусором и украшенной убогими хижинами. Сама водная станция размещена на историческом судне "Сармат" - первом речном теплоходе, построенном на Сормовском заводе в 1907 году. Боровикова мы не нашли, но зато получили в подарок очень нужный на яхте двушкивный блок.

Когда мы снова по жаре и пыли выбрались в город и дошли......

(Окончания этого описания я, к сожалению, не нашёл. Ежели у кого есть — добавляйте. От себя замечу, что скорость прохождения очень приличная.

САМОЕ ГЛАВНОЕ!!! В начале текста принципиальная опечатка: этот перегон был не в 1959 году, а в 1958! «Ленинград» зимовал между этими годами в п.Лазаревское — это точно, см. 1959 г. Л.Н.Г.)