2012г. - БОЛЬШАЯ НАВИГАЦИЯ


Ни в коим случае 288не хочу обидеть уважаемого господина Данелию, но, прочитав название, мне со смехом вспомнились слова моей мудрой бабушкине раз слышимые в моем детстве – один дурак придумал с горя, другой на радостях повторяет!СейчаEN-USс я понимаю, что жизнь действительно часто дает нам повод вспомнить их.
‘Гравицапа’ тихо шла курсом фордевинд. Подобрав паруса, мы легли на перпендикулярный ей курс, быстро догнали, в метре от ее кормы сделали лихой поворот, легли на параллельный курс и увидели, что в лодке находятся два человека, ведущих неторопливую беседу. Это были не молодая женщина, и на руле сидел мужчина с бородой и длинными седыми волосами очень напомнивший своим обликом мне прошлогоднего знакомца Артура, только как мне сейчас показалось несколько располневшего и почему-то сильно постаревшего. Из-за неуверенности, что не обознался, я не стал ему напоминать о себе, а только любезно поинтересовался, где здесь можно разжиться водкой. Он тоже никак не среагировал на меня и наш ‘Сюрприз’, но поведал, что водку можно купить либо у причала ‘Большая Волга’, либо только в Федоровском ручье, к которому мы находимся сейчас намного ближе, чем к причалу и подробно рассказал, как найти в нем магазин. В течение всего нашего разговора я боковым зрением ощущал пристальный, как мне кажется сейчас немного осуждающий взгляд его спутницы – этакий молчаливый материнский укор непутевому сыну-выпивохе.
Полную длину ручья я не знаю, но мы прошли примерно километра два-три, середина судоходна, но подойти к берегу можно только у старого причала по правому берегу.

 

 Недалеко от причала есть переход электрических проводов на противоположный берег, высота их над водой нам показалась явно меньше нашей двенадцатиметровой мачты, проверять мы естественно не стали, на берегу никаких указателей высоты мы не обнаружили. Примерно на расстоянии километр от причала есть магазин, первый визуальный ориентир впереди слева купола разрушенной церкви, а идти надо по проселочной дороге мимо Федоровского дома рыбака МО РФ, затем мимо кладбища, у деревни повернуть налево и метров через триста откроется взгляду строение типичного сельмага.
У причалов напротив поселка ‘Кантри клаб’, как его нам назвали местные рыбаки подойти нельзя, так как там глубина колеблется от метра до сорока сантиметров.
Практически напротив коттеджей этого поселка посередине реки есть небольшая мягкая перекатная мель, яхта нашей осадки слегка притормаживала и легко переходила дальше.
Первоначальный план провести на Большой Волге занятия по подъему и управлению спинакером и отработки приемов снятия с мели осуществился на все сто процентов и даже больше. Но все по порядку.
Утро субботы закончилось легкой посадкой на мель, что было нам очень даже кстати в тренировочном плане, день был ознаменован веселым и азартным поиском причала и магазина, а то, что вечер завершится тяжелым и долгим снятием с мели, не ожидал никто.

 

 Оттолкнувшись от старого причала и тело и душа, сразу наполнились в прямом и переносном смысле неописуемой тихой радостью мирного бытия, которую абсолютно не хотелось прерывать, поэтому, посмотрев на часы, я с легким сердцем перенес свой отъезд домой с семи часов на девять часов вечера.

 

 В этот чудесный вечер никак не хотелось покидать ни лодку, ни замечательную компанию, и я уже несколько раз откладывал поворот в сторону нашего причала.
И вот только я, наконец-то, решился предложить рулевому лечь на обратный курс, как все почувствовали уже знакомый характерный толчок, когда яхта вылетает на мель. Не успел.
В начале восьмого вечера, напротив спасательной станции МЧС, на хорошем ходу под спинчем, курсом бакштаг правого галса, мы опять сели на мель.
По иронии ситуации я в этот момент стоял на рубке, и вальяжно повиснув на вантах, напоминал ребятам, порядок действий экипажа при посадке на мель, что при первом же соприкосновении лодки с грунтом необходимо как можно быстрее растравить все паруса и попытаться как можно быстрее сделать поворот в сторону, откуда пришли.

 

  Но легко сказать, не сложно написать инструкцию, а вот исполнить что-либо бывает, ой, как трудно! Инерция движения страшная вещь в таких случаях – по инерции яхта может залезть практически на любую мель, а вот сняться с нее без движения невозможно!
Мель оказалась самая противная – кочки! Перепад глубин в радиусе шестьдесят – сто метров колеблется от метра восемьдесят сантиметров до пятидесяти сантиметров, амплитуда – полтора – три метра. Промер глубины по длине корпуса показал корма – полтора метра, у переднего края кокпита – пятьдесят сантиметров, фальшкиль плотно сидел на глубине всего метр, глубина под форштевнем – один метр тридцать сантиметров. Я не смог и в этот раз побить Димин рекорд сидения на мели, но свой поднял, надеюсь, что на недосягаемую высоту и молю всех морских богов оставить его для меня непревзойденным во веки вечные! Снялись только около одиннадцати вечера старым дедовским способом – заводили якорь и вывешивались на гик. Но и то, сделать это смогли только благодаря бескорыстной помощи молодого эмчэсника Ромы, который на своей весельной лодке промерил глубины вокруг нас и четырежды заводил наш якорь на расстояние шестидесяти метров от лодки. Когда у яхтсменов нет тузика, то якорь устанавливают на самодельном плоту из брандерщита и спасательного круга и заводить его приходится вплавь. Наш Рома выказал готовность сделать это, но я естественно не дал ему совершить такой подвиг – холодная температура воды и необходимое для этой операции время пребывания в воде гарантировали потом воспаление легких, как минимум. Про себя я решил, что это будет последний, отчаянный вариант нашего спасения и только на следующий день, и только в моем исполнение.