2012г. - БОЛЬШАЯ НАВИГАЦИЯ


Сейчас я с удовлетворением понимаю, что в свое время мы с Димой счастливо избежали искушения открыть свою яхтенную школу, ведь надо честно признаться самим себе, что зачастую под видом обучения происходят обыкновенные покатушки и скрытая распродажа ‘корочек’. Новичку сейчас очень сложно разобраться в обилии расплодившихся за последние годы яхтенных школ и найти те немногие, которые действительно учат по-настоящему и дорожат своей репутацией. В этом плане у нас пока вызывает уважение недавно объявленные правила обучения парусному управлению по программе ВФПС – учиться вы можете, где угодно, но экзамены необходимо сдавать в специально выделенный день только квалификационной комиссии ВФПС. Очень правильно, но признаюсь, что на душе немного тревожно, лишь бы не скурвились наши тамошние чиновники и молю Бога, чтобы у нас в очередной раз не получилось по Черномырдину – Хотели как лучше, а получилось как всегда!
Каждый желающий стать яхтенным капитаном должен ясно понять для себя, что любой человек, выходящий на фарватер реки, в портовую акваторию, в прибрежное плавание или в открытое море неважно на судне каких размеров, и какого вида движетеля становится полноценным и ответственным участником судоходства. Он непременно должен сам задуматься и сам же ответить себе на простой вопрос. Как можно за десять-четырнадцать дней плавания и пускай даже столько же дней теоретических занятий (на самом деле чаще всего предлагается необычайно комфортный курс из 4-6 занятий по субботам и в течение всего лишь трех часов) вложить в голову курсанта необходимое количество знаний, хотя бы по самым важным дисциплинам –

 по управлению парусами, метеорологии,

 штурманскому делу,

 навигации,

 такелажным работам.

 И я уже не говорю о

 лоции,

 астрономии,

 гидрографии,

 МППСС и многому другому, словом всех тех знаний, которые необходимы настоящему капитану для безопасного плавания, которые он получает в течение пяти лет обучения в мореходном училище, посещая занятия каждый божий день и каждое лето имея полноценную морскую практику в самых разных должностях.
Поверьте, мы со старпомом очень старались постигнуть эту тайну, ну как ни пытались мы сократить, ужать, втиснуть, впихнуть необходимый объем учебного материала и главное практических навыков в эти пресловутые четырнадцать дней, ну никак не смогли. Интересно откуда взялся срок десять-четырнадцать дней? Очень похоже, что это просто срок отпуска нашего среднестатистического россиянина, и я подозреваю, что если бы наш отпуск длился бы всего пять дней то, наверное, обязательно нашлись бы предприимчивые люди, обладающие, по-видимому, огромным, скрытым от простых смертных, высшим педагогическим даром, которые пообещали бы и за пять дней сделать капитана. Увы, мы так не можем! М ы с Димой честно, со всей ответственностью беремся утверждать, что стать капитаном даже маленькой парусной яхты за десять дней невозможно по определению. Элементарно необходимо просто больше времени для лекций, для самостоятельного чтения профессиональной литературы и самое главное две недели в год очень мало для получения не то, что хорошей, а просто необходимой морской практики. Я уж не хочу говорить о том, что приезжаешь, например, в Турцию, Хорватию или еще куда, а там половину срока твоей поездки и ветра нет совсем. Ситуация банальная, дурацкая, но вполне реальная. Вот и молотишь целый день под двигателем, отрабатывая только швартовку. Что ж, если целый день это не так уж плохо будет, швартовка - это одна из самых важных и сложных операций. А то ведь нередко бывает, как - отходишь от берега, бросаешь якорь, достаешь бутылочку, пивко холодненькое и начинается тебе сиеста с ламбадой.
На мой взгляд, человек может сказать про себя, что состоялся, как моряк только тогда когда все его теоретические знания находятся на кончиках его пальцев. Не далее чем позапрошлой осенью я с грустью наблюдал, как мой коллега весной прошедший интенсивный курс обучения в одной из яхтенных школ, наконец-то, отправился с друзьями в самостоятельный чартер. И все было бы ничего, если бы ветер внезапно не усилился до 25 узлов. На курсе бейдевинд мой товарищ почти остановил лодку (Deshler 32), практически положив ее парусами на воду и не понимал, что ему надо сделать, что бы его яхта бежала по волне также быстро, как и другие лодки и перестать быть помехой для входящего в залив большого танкера. С парусами он так и не справился – смайнал их и вовремя включил дизель. Криком в такую погоду до него было не докричаться, рацию от растерянности он включить не догадался, а вид наших зарифленных парусов ему ни о чем не говорил. Вечером в баре он мне поведал, что во время его обучения была чудесная слабо ветреная погода, и о рифлении парусов инструктор рассказал им буквально пятью-шестью предложениями, как о необходимой мере в суровый шторм, да и сам он не раз об этом в книжках про пиратов читал. Но ведь сегодня никакого шторма не было – солнце светило ярко, восхитительно волна искрилась! Вот так! Воистину был интенсив!
Мы честно хотим признаться, что, несмотря на более чем тридцатилетний опыт хождения под парусами на яхтах самых разных типов и классов мы сами каждый раз отправляясь в дальнее плавание или гонку, до сих пор продолжаем учиться мастерству мореходства. Мы никогда не рискнем сказать о себе, что познали все. Это та наука, на совершенное постижение которой у нас уходит вся жизнь! И эта,сложность я думаю, несомненно, одно из того, за что мы безумно любим парус и море.
Поэтому, чтобы максимально приблизиться к образцу нашего подражания, мы решили давать просто расширенный вариант практических и теоретических занятий по управлению яхтой с проживанием на лодке или в дальнем спортивном плавании. Мы будем учить ребят не просто азам управления чартерными лодками, а давать ощущения повседневной жизни на яхте, популяризировать парус, как образ жизни! На яхте необходимо полюбить в первую очередь самое тяжелое и неромантичное - красить, шкурить, мыть жирную посуду в холодной воде, шить, накладывать марки, драить палубу – только тогда можно стать настоящим яхтсменом, а не простым профаном-катальщиком!
Как часто я сталкивался с молодыми людьми, нафантазировавшими себе восторженную любовь к яхтингу только по красивым картинкам в журналах о ‘dolce vita’ и получивших жестокое разочарование и слезное раскаяние в первый же день, проведенный на яхте в свежий ветер и на крутой морской волне! Синяки, шишки, ушибы и ссадины, вывернутые наизнанку внутренности, обветренные и обгоревшие губы, потрескавшаяся кожа на руках и в паху, сломанные ногти и болезненные заусенцы – неминуемые спутники нашей любви к яхтам. Когда я поведал о таком макияже своим гардемаринам, уже собравшимся покупать себе яхты за границей, как о деле заурядном и привычном, то увидел в их глазах некое смятение и неподдельную тревогу – в тех журналах рассказывалось только о бикини, коктейлях и ласкающем бризе!
И вот, выражаясь языком юристов, по взаимному непротивлению сторон мы решили в середине сентября организовать маленький поход на Иваньковское водохранилище. Поход планировался всего на три дня - пятница, суббота, воскресенье, поэтому я хотел максимально наполнить его сугубо яхтенными ощущениями – утомлением на канале, недосыпом и активной работой футштоком на мелях. И, по-моему, все это удалось на славу! Но не будем забегать вперед, обратимся к записям в судовом журнале.

 Пятница – 14 сентября – начало похода - проснуться полпятого утра смогли только я и Саша. Сейчас я немного сожалею, что проявил великодушие и не разбудил тогда всех ребят, аСаше разрешил пойти доспать еще пару часов пока я догоню лодку до шестого шлюза. Туманное утро и начало рассвета были необыкновенно живописны, и нам навстречу прошло шесть разных судов и только два из них были с одинаковыми ходовыми огнями. В самом устье Икшинского канала, на расстоянии всего пятнадцати метров между бортами пришлось расходиться с огромным, сверкающим яркими огнями ‘пассажиром’, который произвел на меня буквально завораживающее впечатление.Яркая иллюминация, я думаю не у меня одного, всегда ассоциируется с праздником, с шумом и смехом, танцами и громкой музыкой, но никак не с полной тишиной, и в этом диссонансе есть что-то неестественное, а в случае плывущего корабля даже мистическое, если хотите.
Я не думаю, что ребята в своей повседневной жизни часто просыпаются в четыре часа утра, поэтому уверен, что им было бы приятно полюбоваться и природой и полезно начать курс ночной навигации.
День выдался сухой, солнечный, температура воздуха + 22, ветер не больше 4-5 м/сек, к вечеру почувствовал, что моя шея сзади немного сгорела. В этот раз, как и 14 июня шлюзовались левым бортом за второй рым. Это естественно вернуло меня мыслями к моему горю. Я не удержался и с грустью указал ребятам на это совпадение, но как бы, так, между прочим, без дальнейшей расшифровки своих воспоминаний.

   D:Для отчетаDSC_4086.jpg  

Написав эту строчку, вспомнил, что в июне мы с Димой тоже приехали в клуб вечером 13-го числа, отчалили тоже рано утром 14-го. Я не мистик, просто раз я пока обращаю внимание на такие совпадения, значит, моя рана еще полностью не зарубцевалась.
Канал прошли как-то легко, без уже давно привычного для меня однообразия и утомления. Вот, что значит большая, новая команда! Сначала недалеко за Дмитровом, в Татищевском уширении, там, где я два года назад утопил лестницу, нас развлекло зрелище брошенной поперек канала баржи с песком, к которой на всех парах, обгоняя другую притормозившую баржу, весело мчался буксир. Я, честно говоря, не ожидал, что они могут быть такими резвыми.