2012г. - БОЛЬШАЯ НАВИГАЦИЯ


Вообще-то, это мое утверждение не отрицают и сами ребята. Например, Витя Панов, мне как-то за ‘рюмкой чая’ так и сказал
– Если не на гонку, то просто в поход на яхте не пойду никуда!
Вот так.
Хотя очень надеюсь, что это он сказал все-таки вгорячах, так сказать в запале диспута!
Кстати, название нашей яхты ‘Гринда’ имеет длинную во времени (с 1946 года) и интересную по сюжету судьбу.
Гринда- это название на фарерском языке одной из разновидности дельфинов, их называют еще черный дельфин. Это слово приобрело большую популярность у яхтсменов для названия своих парусных яхт, я, во всяком случае, помимо нашей ‘Гринды’ встречал в яхтенной литературе еще пару-тройку раз такое название, даже есть военно-морское издательство с таким названием.
А нашу ‘Гринду’ правильнее было бы назвать ‘Гринда 2’, так как первоначально, в 60-десятых годах это название принадлежало старому деревянному ‘дракону’ переделанному в крейсер с пятью спальными местами. В начале семидесятых годов он неоднократно ходил гоняться на Онежское озеро и гонялся там весьма результативно – почти всегда был в призовой тройке.
Раз заговорили о призовых местах то надо сказать, что яхт-клуб ‘Парус’ никогда не был знаменит своими спортивными достижениями или плеядой олимпийских или иных чемпионов, но он сделал, как я считаю, самое главное, воспитал целое поколение простых замечательных яхтсменов безгранично преданных парусу. Все годы до самой перестройки в нем царила волшебная атмосфера морского братства настоящих путешественников, яхтсменов-крейсеристов, для которых высшим счастьем были крейсерские регаты или ДСП - дальнее спортивное плавание. В силу той уникальной атмосферы, слабые флюиды, которой я еще застал, на мой взгляд, можно смело утверждать, что‘Парус’ был единственным в Москве по-настоящему крейсерским яхт-клубом.
Дима Демин мне как-то с досадой рассказывал, что известный в нашем яхтенном мире крейсерист Рискин Икар Васильевич, будучи судьей, на московской регате достаточно обидно сказал ему, что
- ‘Парус’ воспитал целое поколение не гонщиков, а катальщиков, туристов.
Ну и что, не боюсь повториться и в сотый раз – не надо видеть в этом ничего уничижительного. Воде и ветру все нужны. Даже гонщики.
В клубе есть и свои легенды - это чета Деминых, Вячеслав и Тамара, практически создавшие яхт-клуб на его сегодняшнем месте в Михалевском заливе, летописец клуба и яхтенной жизни вообще - Сергей Мошковский, есть еще некий Девятериков Иван Петрович. Я с ним лично не знаком, даже издалека не видел, но очень хочется упомянуть его отдельно, так как его имя всеми произносится с благоговейным придыханием, но дать мне его полный и развернутый портрет никто так и не смог. Мне клещами пришлось вытягивать из его немногословных друзей его характеристику. Вот она дословно
- Ходил на эгейские регаты, небольшого роста, худой, сфера деятельности - физмат, яхтенный капитан от Бога, жопой чует волну и ветер.
Все.
Как говорится все, что нарыл.
Больше его друзья о нем ничего сказать не могут. Косноязычие, что ли мешает? Вряд ли. В  последнее время стал часто думать, что мы просто не умеем или стесняемся хорошо и много рассказывать о своих близких и хороших людях. Это очень досадно и обидно!
Но не будем отвлекаться, вернемся к нашей ‘Гринде’.
Дима Демин еще мальчишкой в 1978 году на ‘драконе’ ‘Гринда’ участвовал в Московской крейсерской регате. Капитаном ‘Гринды’ тогда был Должиков Владимир Ильич.
Эта яхта прожила долгую и счастливую жизнь и только где-то в начале 2000-х годов, поздней осенью, по первому снегу старую деревянную ‘Гринду’ за ветхостью и ненадобностью буднично сожгли, вместе с другим осенним мусором. Дима Демин присутствовал на этом скорбном событии.
Примерно в это же время на льду напротив эллинга сожгли еще и старый шестивесельный ял памятный многим старожилам своими походами на Соловки.
Так вот в память об этой яхте члены клуба решили переименовать один из ‘конрадов’, который до этого назывался так пугающе, что Дима произнес его название, только под сильным моим давлением и то трижды перекрестившись

 – ‘Демон!’- быстро выпалил он.
- Демон? – изумленно переспросил я.
- Это за что же и главное кто так обозвал яхту?- вяло полюбопытствовал я.
- Его батя тогда на ней капитанил – со смехом включился в разговор Должиков Владимир Ильич.

 - Демин? Вячеслав Михайлович? – совсем обескуражено переспросил я, хорошо расслышав, но, не поверив в возможность такого пассажа, так как такое название и душевный настройДемина Вячеслава Михайловича никак не могли у меня ассоциироваться вместе.
- Все, все, все, не хочу повторять! – замахал руками Дима - Да ее так никто и не называл. Всем было неприятно произносить такое название, поэтому она недолго так называлась. Очень быстро как-то стерлась буква ‘Н’ и на борту осталось уже непонятное - ‘Демо’. И вообще, яхта была более известна под прозвищем ‘забор’ - так яхтенное сообщество окрестило ее из-за ее номера на борту – 1111.
Да уж, яхта ‘Демон’ – смело. Надо честно сказать, что для обычно суеверных и боголюбивых людей коими обычно бывают яхтсмены непонятная и вызывающая смелость. Только в нашем клубе значит, был - ‘Конрад-25’ – ‘Демон”, сейчас стоит ‘нефрит’- ‘Шаман’ – сплошное мракобесие! И как они могли попасть в мир сказочных героев Киплинга, чьими именами любили называть новые лодки яхт-клуба ‘Парус’?

 

 Священник, которого пригласили в клуб освятить яхты, категорически отказался освящать эти лодки из-за их названий. Справедливости ради надо сказать, что мне, конечно, приходилось и раньше слышать подобные неблагозвучные названия. И о старой яхте из ‘Спартака’ с названием ‘Шайтан’ я не раз слышал и читал ранее большую статью, где рассказывалось о ныне, по-моему, совсем забытом советском яхтсмене из Литвы Евгении Канском (а он был16-ти кратный чемпион СССР), который еще в 1927 году выступал на республиканской регате, на яхте своего отца, которая тоже называлась ‘Demon’. Правда вполне допускаю, что это только созвучие двух разных слов, а в переводе с литовского это слово может означать совсем не то, что значит в русском языке. Такое пристрастие к темным силам хоть и не частый, но и не единичный случай, но и нельзя сказать, что и распространенный.
Один мой знакомый, как-то высказал мысль, что такие, скажем мягко, вызывающие названия яхт, все-таки встречается среди людей старшего поколения, рожденных и выросших в годы воинственного атеизма – на сегодняшний день такие богоборческие слова составляют больше лексикон байкеров и рокеров, но никак не яхтсменов. Не знаю.
И каково было мое изумление, когда, уже давно написав и почти забыв эти строчки, я 17 октября 2012 года в водно-моторном кооперативном клубе ‘Глобус’, расположенном в Завидове, по прошествии, как минимум двадцати лет от описанных выше событий и на расстоянии от ‘Паруса’ не меньше ста пятидесяти километров увидел еще одного ‘Демона’. Правда, чуть меньшего размера, чем первый. На кильблоке стоял ‘минитонник’‘Нева’ с выцветшим направом борту названием ‘Демон’! Я настолько не поверил своим глазам, что даже обошел вокруг лодки, чтобы прочитать название на другом борту и убедиться, что прочитал его правильно. Вот так!
Но верхом кощунства и цинизма я считаю дальнейшую судьбу трагической яхты 'Удача' (конрад-24) попавшей под лесовоз в 1985 году на Волго-Балте и унесшей с собой жизнь капитана 'Борея' Андрея Лейста - ее подняли со дна, восстановили вырванный борт, перекрасили в черный цвет и переименовали........в 'Леший'.
Мне кажется, все зависит не столько от возраста или эпохи, сколько от образа мысли каждого конкретного человека. Что касается моего мнения, то скажу однозначно, хоть я и не страдаю суеверием, но в самый заманчивый поход на лодке с таким или подобным названием не пошел бы ни за что и не, потому что испугался бы, а просто из-за какого-то душевного сопротивления, некоего внутреннего принципиального несогласия.
В одно время с ‘Гриндой’ (примерно с 1965 по 1995 годы) в клубе были еще переделанные ‘драконы’, которые назывались – ‘Память’, ‘Туман’ и ‘Изумруд’. Название ‘Изумруд’ видно тоже в память о своем деревянном предке теперь носит, наш правобортный сосед по стоянке, тоже польский ‘четвертьтонник’, которым сейчас, после Аржанова, стал командовать Александр Зябченко, старожил клуба, спокойный и очень приятный в общении человек. Интересно как он уживался столько лет в одном экипаже с громогласным диктатором Аржановым? А о яхте ‘Память’ у меня теперь есть вещественное напоминание - когда мне понадобилась фаловая утка, то Саша Семидяшкин подарил мне для переделки швартовую хромированную утку, давным-давно снятую с яхты ‘Память’.Он сказал мне, что она должна быть латунной и просто покрыта хромом, но я на абразивном диске снял достаточно толстый слой хрома, но желтизна латуни так и не проявилась. В ней нет ничего примечательного, но я почему-то решил наделить ее великим и таинственным свойством некой реликвии.