2012г. - БОЛЬШАЯ НАВИГАЦИЯ

Еще я заметил на одной лодке конструктивную возможность установки штормовых щитов на иллюминаторы и на брандерщит. Это были, как рама у картины, обрамлявшие иллюминаторы самодельные неброские металлические г-образные полозья, в которые в случае необходимости можно было быстро и легко вставить глухие крепкие штормовые щиты. Признаюсь, что обилие иллюминаторов и световых люков большого размера на современных лодках меня всегда подсознательно напрягает, как достаточно легкомысленное решение.Они, безусловно, делают салон яхты очень светлым и комфортным, но для морского судна, пусть даже рассчитанного на прибрежное плавание, мне кажется, в первую очередь важна все-таки безопасность.Яхтенные конструкторы прекрасно знают, что как бы ни была высока прочность современного пластика и герметика используемых для иллюминаторов, но все равно сила роковой волны всегда окажется сильней и заделать небольшой люк подручными средствами будет всегдалегче, чем те, которые стали делать сегодня. Не зря Ларри Парди прошедший более двухсот тысяч миль на яхте сделанной своими руками настоятельно советует световые люки крепить обязательно только болтами насквозь и во время шторма закрывать дополнительными щитами.
Именно сегодня к своему большому огорчению, я окончательно пришел к убеждению, что идти в дальнее океанское плавание на своем ‘картере’ будет неправильно, так как, что ни говори, а проблемы связанные с установкой мачты через пяртнерс в рубке и оттого нарушением герметичности палубы очевидны и могут дорого обойтись. Даже кругосветное путешествие совершенное в 1976 году болгарином Георги Георгиевым на ‘картере’‘Кор Кароли’, что-то не придает мне смелости.
Внимательно проанализировав все размышления на эту тему наших авторитетных и самых пишущих ‘картеристов’ Хавина и его оппонента, капитана питерского ‘картера’ ‘Шанс’ Вадима Волостных, я начал склоняться к переносу степса на своей яхте, если и не сейчас, то в не далекой перспективе.
Кстати в сентябре этого года, когда Михаил Хавин приходил к нам в ‘Парус’ я увидел, что он сильно модернизовавший свой ‘картер’ также переделал и крепление мачты, вынося степс на рубку и усиливший его пиллерсом. Увидев его конструкцию, быстро вспомнил, что еще года три-четыре назад я уже видел такое же крепление мачты на нескольких питерских ‘картерах’, просто тогда я ходил на ‘микрушке’, и эта проблема не была для меня актуальна.Так, что похоже, что ход моих мыслей правильный! Интересно, а чем руководствовался Дик Картер и другие яхтенные конструкторы, принимая решение использовать на современных яхтах такой традиционный способ установки мачты, издревле применяющийся на всех парусных кораблях? Толщиной мачты, а значит и предполагаемой ее крепостью? Но здесь есть и ‘обратная сторона медали’, я знаю многих владельцев ‘картеров’, которым из-за сильной потертости мачты в месте соприкасания с палубой уже приходится задумываться о ее замене, и я уж не говорю о том, что почти у всех лодок мачтой давно разбит комингс пяртнерса. Я часто слышал от многих яхтсменов, что у ‘картера’ мачта не может сломаться никогда, во всяком случае, моим собеседникам не приходилось слышать ни разу о такой аварии на ‘картерах’. Что же! Мне значит, ‘посчастливилось’ стать свидетелем аномального явления – 2-го июня 2012 года, во время своего одиночного вояжа на Пироговке я встретил ‘Freedom’, возвращающийся с гонки в клуб со сломанной мачтой. Я не знаю всех подробностей этой аварии, могу только сказать, что в тот день ветер на порывах доходил, наверное, до 12-15 м/сек, и его мачта сломалась посередине, в месте заклепок.
Я думаю, что утверждение о необычайной прочности мачт на ‘картерах’ относится совсем не к польским клепаным мачтам, а только в случае установки цельной ‘прокторовской’ мачты, как на ‘Акеле’ из яхт-клуба 'Парус'. Эта лодка была сделана поляками для очередной выставке бот шоу в Лондоне, поэтому некоторые детали отличаются от серийных – мачта установлена ‘проктор’, сделаны тиковые фальшборт и декоративное обрамление комингса, поставлены леерные стойки из нержавейки, а не как у всех других из алюминия..
Прогуливаясь на берегу в ремонтной зоне яхт-клуба, сделал для своей фотоколлекции старинных яхт, несколько фотографий деревянных лодок с длинным фальшкилем, отдаленно напоминающих польский ‘смарагд’ или нашу ‘Л-6’, только намного большей длины.

 

 

IMG_4288

 

  Не знаю, правильно я делаю или нет, но я часто старые яхты не просто одушевляю, а нередко одухотворяю их, яхты, которые создавались не на компьютере с помощью ‘AutoCAD’, а рождались на бумаге с помощью карандаша и воображения.

  На современных лодках глаз не задерживался – равнодушно скользил по зализанным обводам, лишь изредка останавливаясь на каком-нибудь незнакомом мне устройстве или навигационном приборе. В подавляющем своем большинстве это были серийные яхты для чартера, особенно много было яхт таких марок, как – Jeanneaus, Beneteau, Bavaria, чуть меньше - Elan, Hansa, Delphia.

 

 К сожалению, они стали похожи на одно лицо, и лицо это стало болезненно белое, безликое. Новичок издалека и без бинокля сразу и не разберет, что перед ним плавает – с прямым штевнем и широкой кормой, с двумя штурвалами и невыразительной рубкой, с купальной платформой на транце, с почти всегда раскрытым спрейхудом и тентом – они все стали похожи на большие белые пластиковые мыльницы. А если посмотреть на них в профиль, то на старинный угольный утюг. Но в тех утюгах, закономерно ставших сегодня предметом коллекционирования есть зримая фактура чугуна, тяжеловесная прелесть самого материала, индивидуальный декор, а в современных лодках, увы, я ничего такого почему-то не ощущаю.
Даже опытный яхтсмен может распознать такие лодки не по корпусу и парусам, как это было еще двадцать лет назад, а только по единственной отличимой на них детали, – это по форме их иллюминаторов. Именно поэтому я никак не решусь расстаться со своим стареньким ‘картером’ - пока не могу променять грацию и очарованье старой яхты на пластмассовый комфорт новой ‘мыльницы’. Для себя я определил, что легко расстанусь со своей лодочкой, только когда появятся свободные полмиллиона евро на покупку моей любимой красавицы ‘Halliberg Rassy’ или ‘Swan’.
В прошлом веке Достоевский нам пообещал, что ‘красотой спасется мир’. Как же сильно он заблуждался! Федор Михайлович, не смотря на свою мудрость и прозорливость, оказался очень большим романтиком, даже наивным романтиком! Сегодня он увидел бы, что мирповсеместно и всеми возможными способами избавляется от красоты, как от опостылевшего рудимента. Эстетика проиграла экономике. Главными свойствами всех необходимых нам вещей стали только цена и удобство.
Еще один совсем непредвиденный для меня результат этой поездки к ‘синему морю’ - это то, что теперь постоянно будет мучить тягостная дилемма, как провести предстоящий отпуск – с родным экипажем на мутной Волге или в лучшем случае на Онеге или в компании незнакомых людей, но в море или океане. Признаюсь, выбор совсем нелегкий.
В этот день буквально в последнюю минуту заката сквозь плотную серую облачность просветилось маленьким не резким шариком тусклое багровое солнце.