2011г. - ГОРИЦЫ

Сон был недолгий, но видно продуктивный – в 11 часов мы, вполне себе бодрые, собрались в кокпите завтракать и обсуждать наши дальнейшие действия – боцман должен приехать только завтра в 9 часов утра.
Все знакомые яхтсмены, меня неоднократно предупреждали, что город нам явится в клубах серо-зеленых химических испарений, поэтому, когда открылся действительно инопланетный жуткий промышленный пейзаж, то я ничуть не испугался и не удивился.

Цвет неба потерял присущий ему всюду сине-голубоватый оттенок и полностью слился с густой зеленью цветущей воды Рыбинского водохранилища. Осталась только узкая полоска горизонта, на которой мутно чернели заводские трубы разных калибров, длинный ряд портовых кранов, безликие панельные сооружения, окутанные густым клубящимся дымом на фоне застывшего и плотного смога, делающего все очертания нечеткими – создается впечатление, что смотришь на все через москитную сетку. Описание было дано совершенно верно. Таким город встречал яхтсменов и двадцать и тридцать лет назад. И в солнце и в дождь.
Трубы неотъемлемая часть индустриальных видов, я много их насмотрелся в свое время и в Днепропетровске и в Екатеринбурге, в Азове и в еще десятке разных городов, но здесь я впервые заметил необычные, причудливые формы дымов, в своем движении создающих фигуры каких-то доисторических монстров, страшных драконов. Бедные люди, как они здесь живут, детей особенно жалко.
И где-то у этих берегов стоит наш ‘Персей’. Как он поживает? Виталию – это новый хозяин ‘Персея ‘, я не позвонил, т.к. знал, что он находится в командировке.
В 14 часов пришвартовались к пирсу яхт-клуба ‘Адмирал-клуб’. Встретили по-доброму. Стоянка - 600 рублей в сутки, вода и электричество за дополнительную плату. Пописать можно в углу за кучей досок, а ‘по-большому’ надо идти в кусты у гаражей, примыкающих к забору яхт-клуба. Досадно, что забыли спросить у вахтера далеко ли до гольф-клуба и набережной Круазет. Отвечу сам – далеко. Очень далеко! Хотя стыдно, даже вот так заочно, глумиться над бедным сторожем, он-то меньше всего повинен в странностях нашего бытия! Он, как и все мы, рядовые граждане великой страны, вынужден жить в предлагаемых нам обстоятельствах.
На поездку за бензином требуется не меньше получаса.
Сделав все необходимое и докупив бензина, еще раз окинув печальным взором, удручающую панораму Череповецкого металлургического и химического комбинатов приняли настойчивое предложение старпома идти дальше, к Шекснинскому шлюзу, хотя в начале пути планировал в Череповце ночевку и осмотр достопримечательностей города (если их найдем, конечно) – ведь как-никак родина Верещагина и Парфенова.

По приблизительному расчету от Череповца до Шекснинского шлюза под нашим мотором хода примерно 6-7 часов. Значит предполагаемое время прибытия около 22-х часов вечера.
Ночевать, вероятнее всего, придется перед шлюзом.
Начался нудный переход по Шексне в сторону Волго-Балтийского канала. В 15ч.50мин. встретили идущий навстречу картер ‘Лена’, поприветствовали друг друга радостными взмахами рук. Около Дубны встретили ‘Елену’, на Шексне ‘Лену’ – хорошая иллюстрация к моим раздумьям о названии яхты, похоже у яхтсменов чувства сильнее воображения. Не помню, где вычитал понравившуюся мне мысль, что ‘любовь – это победа воображения над разумом’. Ох, как часто в нашей жизни случается именно так!
Иван рулит, Дима спит, я заполняю судовой журнал – солнце припекает, воздух парит.
Фарватер местами очень узкий и делает крутые изгибы, при прохождении которых у длинных кораблей сильно заносит корму. Это представляет определенную опасность столкновения или быть отжатым на мель, поэтому в одном месте мне пришлось некоторое время идти самым малым ходом и по самой кромке фарватера, чтобы дать время встречному  ‘Волго-балту’ пройти поворот первым.  Тогда я не обозначил для себя ни номер бакена, ни другого ориентира, но если сейчас не ошибаюсь, то это было около острова Южок.
Вопреки расчетам мы оказались у шлюза еще в светлое время около половины девятого вечера. И это несмотря на почти часовую остановку для купания напротив хорошего песчаного пляжа. Не знаю, по каким ассоциациям я назвал для себя этот пляж шишкинским. Может в силу цветового контраста желтого песка и глубокой зелени елей, густо растущих по невысоким, но обрывистым берегам? Тогда почему не Васильев?
Место действительно живописное, таежное, я бы даже сказал – по-кинематографически живописное. На противоположном берегу через густые ветки черемухи проглядывала старая избушка, такие бывают у лесников или охотников в старых советских фильмах. Такая же избушка была у Красной шапочки и мальчика с пальчика – я точно знаю, я видел ее в детских диафильмах. Идиллическое одиночество такого сказочного домика всегда вызывало, приятные мне, романтично-щемящие чувства. Сейчас – это, наверное, чья-то дача.
По предложению Ивана во время купания протестировали наши спасжилеты – действительно держат! Вода в Шексне оказалась чистой - не цветущей; я с удовольствием успел вымыть, уже очень сильно, позеленевшую ватерлинию ‘Сюрприза’.
Да, где-то мы ошиблись в расчетах прибытия, но ошиблись удачно!
Часа через два хода мы прошли под большим железнодорожным мостом Северной железной дороги и увидели по правому борту город Шексну.
 На самом деле Шексна - это поселок рабочего типа, с населением около 16 тысяч человек, выросший на месте бывшего села Никольское и получивший свое новое название только в 1954 году.  

Шекснинский шлюз правильно называется Шекснинский гидроузел, так как состоит из гидроэлектростанции, водосливной плотины и двух ниток шлюза - № 7 и № 8, которые поднимают суда на высоту 13 метров над уровнем Рыбинского водохранилища. Это сооружение намного монументальнее своих московских собратьев. Нас с ходу запустили в шлюз № 8, где уже находился туристический катер из Ярославля с симпатичной семьей на борту. Традиционного, по рассказам старпома и других коллег, похода пешком за пару километров в диспетчерскую шлюза  мы счастливо избежали. Все обошлось обстоятельным разговором с диспетчером по рации. Ура! А то серьезно опасались неприятных последствий, если обнаружится отсутствие техосмотра на яхту. Правда, по этому вопросу идет такая путаница, что сейчас однозначно сказать, нужен он или нет, не могут ни в ГИМСе, ни в МИНТРАНСе.
Вариантов стоянок не много, практически всего одна и находится по правому борту у пассажирской пристани. Близко к ней мы подходить не стали, не смотря на то, что пристань была пустынной, она нам не понравилась своей близостью к цивилизации. Немного посовещавшись, судовой комитет единогласно решил времени не тратить и идти ночью до Гориц, последнего пункта, где утром можно будет встретить Андрея.
После ночи проведенной на Рыбинке показалось, что на реке темнеть стало быстрее, чем на водохранилище. Небо погасло полностью до черноты воды, нет ни звезд, ни отсветов, обычно такая глухая темень бывает на юге, а мы движемся на север, в край белых ночей, правда я знал, что в конце июля их уже не бывает, но предполагал, что будет все-таки более светло - сумеречное состояние неба. Высоченные ели по берегам тоже плотно закрывали хоть какую-нибудь тональную перспективу на горизонте, и только вдаль уходили змейкой редкие, как бы призывно подмаргивающие огоньки бакенов. Чтобы увидеть носовой релинг, в пяти метрах от кокпита приходилось светить фонарем. Одним словом жуть несусветная! Как лекарство от страха приняли по рюмочке. Немножко помолчали. Для закрепления чувства храбрости и отваги налили еще по рюмочке.
В ночи перехода начались проблемы с электрикой – не работает GPS и освещение каюты, надеемся, что просто разрядилась батарея. Чуть позже перестали гореть и ходовые огни, кроме кормового - а это уже вопрос не комфорта, а безопасности! Как хорошо, что у нас в запасе были трофейные (были проданы вместе с лодкой) подвесные ходовые огни, работающие на батарее. Схему коммутации второго аккумулятора никто не запомнил, мы все оказались гуманитариями с одинаковым диагнозом - электрический кретинизм – ждем боцмана.
Честно говоря, круглосуточная гонка начинает мне тихо надоедать, хочется в отпуске более размеренного и ленивого существования. Утешает только  мысль, что уже  первые дни этого путешествия оказались более парусными, чем все предыдущие мои походы.
Около 12 ночи встретили бегущий на полных оборотах силуэт яхты ‘конрад-28’. Она уверенно уходила с фарватера в непроглядную тьму левого берега. Название не успели разглядеть, но если судить по времени встречи, то очень, похоже, что это ‘Эрг’ возвращается домой -  вызывал по рации, но нам, не ответили. Позже в яхт-клубе Саша Курилович подтвердил, что это он возвращался с Онеги и тоже нас видел, но торопился встать на ночлег в каком-то, похоже, только ему известном месте. Может я, не внимательно смотрел атлас, но увидеть хоть какое-нибудь подходящее место для причала на той странице мне не удалось. Подозреваю, не отозвался Александр, чтобы водкой не делиться запасы, которой у нас уже перестали соответствовать нашим аппетитам.
В 3 часа 30 минут сменил Ивана. От нашего вахтенного графика, несомненно, отдавало этакой пиратской вольницей пьяных ушкуйников, но, слава Богу, что он появился вообще -  в других плаваниях его и в помине не было. Обычно ведь вместе ели, пили, руль держали и так до критического часа икс, в который - моментом, как по команде вместе и ’вырубались’. Сейчас он выглядел следующим образом– часов до 11 вечера мы все бодрствовали в кокпите и на палубе, достаточно бессистемно меняясь на руле,- до часов 3-5 утра дежурил в компании со старпомом, как правило, Ваня,- потом его менял я – удивительно я ‘сова’ по натуре и взял на себя утренние вахты!- Дима спать уходил часов в 7-8 утра не раньше.
Время дневного подъема и кратковременный послеобеденный сон никто не учитывал.