2009г. - ОНЕГА

От ощущения простора цепенеешь

Петр Вайль

"Живопись Югры"

 

15 июля 2009г. -  судя по ярким краскам рассвета и состоянию облачности на небе, начинающийся день обещает быть солнечным и теплым.
Как и планировали, ровно в 7 часов утра выехали с дачи  в славный город Петрозаводск. Первое время ехали молча, только изредка обменивались короткими незначительными фразами о погоде, о дороге.

Каждый из нас внутри испытывал огромную сладостную радость от сознания того, что уже вечером будем не где-нибудь, а на самой ОНЕГЕ, легендарной ОНЕГЕ, о которой так много и увлекательно  рассказывал Дима, о которой так страстно мечтали всю долгую зиму.
Я впервые отправлялся с прицепом в такую дальнюю дорогу, поэтому часто внимательно смотрел в зеркала заднего вида и был сильно сосредоточен на поведение прицепа за кормой автомобиля. Ленинградское шоссе, местами, с хорошим покрытием позволяло разгоняться до 110-120 км\ч, что естественно является грубым нарушением правил дорожного движения, но…..
От города Кириши до Старой Ладоги от дороги осталось одно направление, скорость с трейлером не более 20-30 км\ч и то постоянно приходилось выруливать из-за множества больших ям на встречную полосу и обратно. Двухчасовой тряски не выдержал и порвался, на траверзе Волхова, грузовой ремень, которым был, притянут нос лодки. Дальше до Петрозаводска шоссе перемежалось очень хорошими участками с местами, где асфальтового покрытия нет вообще – идет строительство новой дроги. За  все время пути ДПС остановило всего лишь дважды: на въезде в Карелию проверили документы и пожелали счастливого пути и плавания, второй раз в какой-то деревне оштрафовали на 300 рублей за превышение скорости движения с прицепом: вместо положенных по правилам 70 км\ч - ехал 90 км\ч. Сумма штрафа была определена вполне демократически  – ’Дайте, сколько  не жалко!’. Выплачивая то, что у нас называется  штраф,  разговорились с молодыми, лет 25 не больше,  гаишниками о яхте; они добродушно брюзжали, ” вот понаехали туристы, всю нашу красную рыбу выловили”. Их  простодушное,  колхозное миропонимание (а раньше использовали бы более пасторальное и доброе выражение -  крестьянское миропонимание!)  никак не могло взять в толк
- Как это спортивное плавание…..просто  кататься на лодке и не ловить  рыбу! Зачем это?
Для них это оказался какой-то противоестественный феномен.
Время в пути было потрачено 16 часов и в одиннадцать вечера мы прибыли в Петрозаводск, оставили лодку и трейлер на кооперативной стоянке, а сами отправились ночевать к гостеприимной тёще Димы Демина.

 16 июля2009г.

Прибыли в клуб в 11 часов дня.
 Ночь хоть и белая, но все же ночь – скрадывает, стушевывает. То, что увидели при свете дня  яхт-клубом назвать нельзя категорически, даже кооперативной стоянкой с большой натяжкой, свалка, кладбище кораблей – это будет правильнее. Яхты на ржавых кильблоках, катера валяются на земле, бурьян с человеческий рост, кругом разбросаны  полусгнившие доски, бревна, черные, наверное, от угольного шлака дороги. Одним словом  зрелище печальное  и, к сожалению, родное. Конечно, можно все свалить на прошлогодний осенний шторм, дескать, это он разбил пирсы, не сложил аккуратно или не сжег старые доски, не скосил репейник. Дима в таких случаях говорит – 'пришли ночью, нам в рот водкой надышали’. Осматривая разные яхты и моторки, стоящие на берегу кооперативной стоянки увидел недалеко от ворот забавную конструкцию, напоминающую внешним видом подводную лодку. Называлась она’ Пульсар’. Я долго ее рассматривал, сделал много фотографий, потом разговорился с подошедшей вахтершей, маленькой женщиной лет 60-ти:
-- Скажите, пожалуйста, Вы не знаете, что это – подводная лодка или катер? Форма интересная?
-- А Бог его знает, что он хотел сделать. Знаю, долго ковырялся, варил это все из бочек''.
Она помолчала, посмотрела на’’ Пульсар’’ и добавила:
-- Пока делал эту лодку, жена от него ушла… к финну, а потом он совсем пить начал.
  Очень жалею, что не расспросил подробнее об этом человеке – экипаж позвал работать на яхту. Почти целый день провозились на лодке, хотя мачту поставили очень быстро. Вечером пришел ’Курс’ поболтали с Виктором Зеленцовым. Рядом с ним стоял, ранее пришедший, ’ Эрг’, тоже из’ Паруса’.

   P.S.  Разочаровал  небогатый яхтенный ’ассортимент’ нашей стоянки, катера не в счет:
le luna’ – яхта длиной, по-моему, больше десяти метров, наверное, постройки петрозаводской судоверфи и деревянный, лакированный, очень красивый фолькбот 'Pamela' – самые лучшие лодки,
’ картер’ ’Гея’ – московская лодка - если не ошибаюсь, яхта Михаила Хавина,
6-7 минитонников ’Нева’,
штуки две сильно запущенных ’регатника’,
самой популярной яхтой в Петрозаводске оказалась ’Ассоль’- около 20 штук,
 еще штук 5 самостроев – вот, пожалуй, и все.

  17 июля  2009г.

     Утром Диму отвезли в клуб, он пошел к В. Зеленцову разбираться с GPS и картами. Мы с Андреем поехали по магазинам покупать маленькую газовую плиту, но приобретение простейшей вещи превратилось в утомительные  четырехчасовые поиски по всему городу. Планировали выход из Петрика в 14-15 часов, но опоздали и хорошо, что опоздали. В 15  ч.40мин. небо резко почернело, ветер усилился, больше 15  м\сек, даже в полностью закрытой бухте погнало легкую волну. Стоянка оказалась неудобной,  при сильном ветре лодку стало наваливать на пирс. Перешвартовываться под дождем  было лень, поэтому мы довольствовались тем, что повесили на левый борт, в месте касания с пирсом три кранца. Если бы пошли в Ялгубу, как хотели в обед, то ливень, ветер, волны и молнии застали бы нас точно у Ивановского маяка, а так мы открыли бутылочку и очень вкусно переждали непогоду в яхте. Глядя из каюты, на разгулявшуюся стихию стали приходить в голову разные  мысли о безопасности мореплавания. И в основном грустные, потому что второй день в клубе, но кто мы такие, какой у нас маршрут, какая есть связь  так никто  и  не спросил. Я по своей наивности думал, что эти данные у нас затребует и передаст, в службу спасения командор клуба или начальник порта, на худой конец harbormaster проведет какой-нибудь инструктаж, сообщит номера рабочих радиоканалов. Но не  тут-то было …..  никому мы не нужны; только вахтерам, чтобы заплатить 200 рублей за стоянку. 
Поэтому надо  твердо помнить известный афоризм Ильфа и Петрова, ставший главным правилом хорошей морской практики – спасение утопающих, дело рук  самих утопающих!
Сергей Пасенюк писал в своей книге, что месяц потратил на оформление документов для выхода в Берингово море – это, конечно перебор, врагу такого не пожелаешь,  но Онега тоже серьезный водоем и полное безразличие к туристам, безусловно, преступно. Кстати, настоятельно советую прочитать его книгу ’Соло через Берингово море’. Незаурядный, талантливый человек – книга написана  сочным, образным  языком -  редко, встречающимся в  литературе о путешествиях. На мой взгляд, большинство таких книг написаны каким-то сухим, перечислительным языком географических отчетов. А книгу Пасенюка мне читать было даже интереснее, чем ‘Курс NbyE’ или  ‘Плавание через Магелланов пролив’ Рокуэла Кента. В 17часов дождь стал заканчиваться и через полчаса мы подняли паруса и курсом бакштаг, оставляя по правому борту Мудостров, вышли на Никольский рейд. При входе в Ялгубу и по самой губе отсутствуют вехи, хотя на новых откорректированных картах они обозначены. Пройдя по губе около 10 км, встали на привал у Малых скал в 23 часа. Быстро поужинали,  выпили и в 5 утра легли спать.

  18 июля 2009г.

  Проснулись в одиннадцать утра. При свете дня увидели, что наша стоянка  живописностью не выделяется, но удобная, правда, из-за густого леса на берегу,  очень много комаров. После вкусного завтрака пошли к старому деревенскому причалу, чтобы выбросить мусор. Мусорный бак находился рядом с сельпо, поэтому заодно купили пива и водки. Вернувшись, у причала познакомились с местными – хорошие оказались ребята – предложили нам выпить. Дима вспомнил с ними не давние времена, когда причал был целым и крепким, и у него во время Онежской регаты собиралось порой до 20-30 яхт  в три пыжа. Деревенские жители вспоминали то время с явной и не поддельной грустью. К сожалению, в наших деревнях случается не много красивых событий отвлекающих людей от монотонности труда и пьяного быта.
  В 14 отчалили и пошли на Суйсари. Ветер – 8 м\сек, волна – 50 см. Дима  и Андрей в кокпите, а я задремал в рубке. Проснулся  от сквозняка (был открыт люк в форпике) и падения с банки на швертовой колодец. Обогнув левым бортом каменную луду, с сильным креном полетели вперед. День выдался великолепный  –  яркое солнце, нежно-бирюзовое небо с большими  розовато-серыми облаками,  вихри  брызг от разбивающийся об форштевень волны,  крупные,  громко шумящие буруны за кормой! Вылез из рубки и сел откренивать лодку, как на больших яхтах, свесив ноги за борт, но первой же волной был умыт по пояс. Сразу ножки подогнул и стал внимательно смотреть на набегавшую волну. Встали на стоянку в очень живописном и узком разломе около губы Глубокая в 18 часов вечера.  Дима рассказал, что здесь они стояли между этапами Онежской регаты в 2004 году. Место действительно очень  и очень красивое, но не уединенное. На выходные  дни сюда приезжает много местных рыбаков с семьями на хороших катерах. Наш замечательный кок Андрей Бороухин сделал шашлык, запек в фольге картошку, остудил водку – все было очень вкусно, даже в  случае первой недожаренной порции мяса и в случае третьей подгоревшей порции. Вторую порцию - нормальную, подозреваю, видел только сам кок. Я ловил рыбу, Дима купался.

  19 июля2009г.

Встали в 9 утра. Во время завтрака не смогли найти моего любимого  печенья ‘Юбилейное’, зато во всех рундуках находилась какая-нибудь бутылочка чего-нибудь вкусненького; пришли к выводу, что на яхте сложнее найти какую-нибудь необходимую  веревку, нежели водку. Андрей про эту ситуацию очень метко сказал – ’ трое в лодке, не считая водки’.
После не долгого обсуждения дальнейшего маршрута, решили зайти на Шардонские острова, тем более, что Дима на них не был раньше; зато много читали о них, как о самых красивых островах на всей Онеге.
В полдень отчалили с Суйсари и в 14 часов уже были на Шардонах. Курс – бакштаг, ветер – 2 м\сек, еле тащимся, хоть мотор заводи. Видно от такой крамольной мысли ветер решил исправиться: зашел в бейдевинд и усилился,  до 5 м\сек. Компасный курс – Е 120.

         

Встали в бухте описанной в книге С.Я.Мошковского. Красиво!!
Слева от нас, метрах в трехстах есть более защищенная бухточка, но она была занята. Нам так сильно понравилась наша стоянка и ее окрестности, что решили здесь заночевать, а остаток дня посвятить осмотру и фотографированию островов.
К нашему удивлению, в  южной  части острова нашли жилье, причал, собаку в будке, флагшток с российским флагом.
Читать надо больше и внимательней!!!!!
Сергей Яковлевич Мошковский, оказывается уже давно и подробно описал непростую историю семьи, живущей здесь уже не один год.

    

Осмотреть острова с воды не получилось. Отойдя метров 500 от, нашей  стоянки вглубь ‘архипелага’, наткнулись на огромные камни, которые хорошо проглядывались только с носа яхты. Максимальная глубина над ними была всего 30-40 см. От несильного удара об один из них заклинило шверт. Это обстоятельство заставило нас проявить благоразумие и прекратить экскурсию в незнакомых водах. Вернувшись на стоянку, я, как  инициатор этого вояжа, нырял несколько раз под лодку, чтобы отжать шверт в рабочее положение. На глубине два метра температура воды была не больше 12 С. После подъема на борт яхты, для возвращения  человеческого облика и работоспособности мне одному потребовалось  не меньше пол-литра водки. Пообедав, почему-то решили сняться с якоря и идти дальше до острова Радколье. Ветер – 3-4 м\с. Курс N. Расстояние до него по GPS – 25 км. Мотор барахлит, то не заводится, то глохнет на малых оборотах. Вот уж точно американский ‘’Ветерок’’. Скорость – 7,1 км\ч.
Боцман заговорил  стихами:

’Идем идеально
И ветер нормальный’

Я продолжил:
‘И дай нам Бог дойти до цели пути’.  

Встали на ночевку в Гарницкой губе около 23 часов. Там оказалась небольшая яхтенная стоянка:  ’Контесса’, ’Солинг’, польский минитонник,  несколько прогулочных  швертботов на базе ’Микро’, и шведский шхерный крейсер.

   

     На следующий день  познакомились с ее  управляющим Михаилом –  вменяемым мужиком средних лет, он ненавязчиво предложил сделать баньку за 600 рублей и для дальнейшей связи оставил номер своего мобильного телефона. Стоянка бесплатная.

20 июля 2009г.

 С  утра сплошная облачность, идет дождик. В 11 вышли в Кижи. Шли под мотором – узкий фарватер. Боцман окончательно превращается в поэта;

’Яхта’ Персей’
Поплыла в музей….. ' -  его вирши.

Здесь, кстати, будет уместно вспомнить старую, поучительную легенду о черном ‘Метеоре’ из фольклора  яхт-клуба ‘Парус.’ В год проведения первой крейсерской регаты на Онежском озере, некий веселый  московский яхтсмен увел из-под брачного венца невесту местного капитана ‘Метеора’. От гнева и ярости почернел лицом не только капитан, но и его любимый  ‘Метеор’. И вот уже тридцать восемь лет разъяренный  черный капитан на черном- черном ‘Метеоре’ рыщет по Кижским шхерам, да и по всей Онеги, чтобы найти и наказать обидчика! 
От себя продолжу этот сказ - остальные онежские ‘метеоры’, из солидарности с несчастным черным ‘метеором’, от злости и обиды за его капитана – в одночасье  позеленели!
В 13,30 пришвартовались к внутренней стенке причала Кижи.
Через пятнадцать минут к нам подошел мужчина средних лет, вежливо поинтересовался, долго ли будем стоять, и предложил оплатить в кассе музея стоянку, по вполне гуманной цене – 70 рублей за метр. 

     

Выпив пивка с очень вкусной рыбкой, я повел ребят осматривать памятники древнерусской архитектуры; они впервые оказались на острове. Прогулка получилась немного  скомканной  из-за усилившегося дождя. Я второй раз в Кижах, но так и не выяснил чем таким черным, как и в Петрозаводске, посыпают тропинки; кто-то в первый мой приезд  сказал мне, что это выход шунгита на поверхность, но как-то не верится!
Через час после нас пришел ’Курс’ с новым экипажем: Виктор Зеленцов уехал из Петрика в Москву, а его сын Антон со своей девушкой Наташей остался еще на две недели в компании Бори Штрейса – яхтенного капитана, хозяина ’Спарты’ и Сергея Яковлевича Мошковского – яхтенного капитана, автора яхтенного бестселлера ’От Москвы до Онеги на яхте и на катере’. Хорошая компания --  в такой, я тоже отпустил бы сына.
С Борей я был знаком ранее, а знакомство с С.Я. Мошковским произвело самое приятное впечатление. Он оказался интересным, легким собеседником, весьма  энергичным для своих 80-ти лет. Мы очень интересно пообщались о путешествиях, о его литературном творчестве, нашли общих знакомых, он быстро вспомнил мою маму, с которой был знаком -  она, также как и он, много лет проработала в ЦНИИКА.
Ночью разогнало волну и сильно било о причальную стенку. Писк кранцев долго не давал заснуть.