2010г. - ЖАРА

 12 июля 2010г.

День рождения старпома и капитан-наставника нашего экипажа Дмитрия Демина.

Проснувшись в начале десятого утра, оценив ветровую обстановку, решили, не медля поднять паруса и отмечая Димин день варенья (точнее будет - день “COINTREAU”, любимого напитка старпома) на ходах, двинуться в сторону Дарвиновского заповедника, где может быть, и  проведем  вторую половину отпуска.
На выходе из залива нельзя уходить с середины, к правому берегу, там мелко, надо держаться лучше к левому, где стоят корабли. Познали это не подсказкой эхолота, а практическим путем.
Выйдя, как говорится на оперативный простор, торжественно вручили Диме подарки, среди которых был и наш любимый ‘Cointreau’, торжественно произнесли пожелания всего наилучшего в этой суровой жизни  и приступили к праздничной трапезе! И было бы нам счастье  - если бы, около двух часов дня, не наступил полный штиль. И сразу началось изнуряющее пекло! Уже не елось, не пилось, от жары хотелось снять кожу с себя, не очень громкий, но постоянный грохот двигателя вгонял в ступор. Правильно кто-то сказал про двигатели - зверь внутреннего сгорания! Опять начались споры, куда идти дальше, с мечтой об Онеге мы расстались еще вчера, а сейчас уже не хочется ни Брейтово, ни заповедника. В семь часов  вечера, искупавшись у живописного острова, находящегося почти в устье Волги решили большинством голосов окончательно и бесповоротно идти быстрее домой, чтобы хоть остаток отпуска провести в прохладе каменных московских домов. Какими мы были наивными!
А островок был прелестен – с большим песчаным пляжем и на возвышенной его части имелась небольшая сосновая роща. Наша огромная ошибка заключалась в том, что мы совсем не были подготовлены к комфортной жизни на берегу – у нас не было ни палатки, ни стола со стульями, ни мангала, ни покрывала, ничего. И, что самое главное, без чего просто невозможна, становится бессмысленной, такая туристическая робинзонада -  это то, что мы были одни, без жён. Вообще мне кажется, пора пересмотреть практику чисто мужских плаваний, всё-таки женское общество и приятно и по….., короче говоря, необходимо. Я возьму на себя смелость сказать за всех членов экипажа, что мы не просто сожалеем, а сильно горюем, что наши жёны не разделяют нашу страсть к яхтам и походам. Что делать?..........

13 июля 2010г.

Этот день начался для нас с Димой в три часа ночи долгой и не простой швартовкой в Охотинском заливе. Андрей с Артемом спали. Как там ‘Гринда’ умудрилась подойти к берегу -  не понимаю, еще в 2008 году, на ‘Персее’ с наполовину поднятым  швертом, мы не смогли причалить к берегу, а уж на ‘картере’ даже с его длинным носом делать там нечего. Поэтому, сделав несколько неудачных попыток встать у берега, пришвартовались у знакомого нам разбитого причала. Только отчаливая от него в двенадцать часов дня, я  понял, почему интуитивно не хотел в темноте сразу швартоваться у него – за время нашего отсутствия кто-то из ‘моторастов’ разлил на нем солярку с маслом – и весь длинный носовой конец был перепачкан в этом  мазуте.
Путь от Охотина до Углича прошел скучно и спокойно без эксцессов и сюрпризов достойных описания. На ходу обливались, около двух часов дня нашли уютный заливчик, где встали на якорь и  вкусно пообедали и выпили. Потом я  устроил внезапную тренировку ‘человек за бортом', в районе поселка Акулова Артемка встретился с другом, а я при неудачной швартовке к берегу, густо поросшему деревьями, потерял хорошие новые очки от солнца, купленные накануне в Болгарии специально для яхты. В этот день мы даже не надолго поднимали паруса, но скорость была не больше 3-х, 4-х км\час.
Без чего-то девять бросили якорь в черте города Углич в узком заливе, за лодочной станцией, напротив летнего кафе расположенного на левом берегу. На правом берегу находится более монументальный ориентир – Богоявленский собор. Позже внимательно посмотрев карту, увидел, что это вовсе не залив, а устье достаточно длинного ручья, проходящего практически через весь город, и он называется Каменский ручей. Стоянка бесплатная, никто не прогонял, местные жители своим любопытством не досаждали. На карте увидел еще один ручей, впадающий в Волгу слева от нашей стоянки – это Селивановский ручей. Какова навигационная обстановка в его устье не знаю, но сделал себе пометку разведать его в следующий раз.
Как и в 2008 году, я выразил желание, наконец-то, переночевать в гостинице, на этот раз Дима ни секунды не раздумывая и ничего не обсуждая, присоединился ко мне, и мы отправились в отель ‘Чайка’, открытый еще мной с Плихуновым Леней. Боцман с Артемом ночевали на яхте.

14 июля 2010г.

Утром, встретившись около гостиницы, обменялись впечатлениями о прошедшей ночи: на этот раз я с Димой позавидовал Андрею с сыном – на лодке было тихо и достаточно свежо, а мы в своем пентхаусном номере под раскаленной крышей не могли заснуть до самого рассвета.
Лениво позавтракали в ресторане отеля, Андрей сходил в парикмахерскую. Потом долго и медленно бродили по сувенирным лавкам на набережной, рассматривая обилие ‘колониальных товаров’ и бесцельно прицениваясь ко всякой всячине. Сходили на экскурсию вокруг трех кремлевских храмов, около одного из них Дима отчеканил себе памятную монетку, заглянули даже в частный музей тюремного быта организованный местным адвокатом, в кафе городского парка выпили холодного пива – словом делали все, чтобы переждать жару в тенечке. Отчаливать решили в начале седьмого вечера, и отныне будем стараться идти вечером и ночь
Прошлюзовали нас быстро, шли медленно и, наверное, грустно. Около часа ночи, будучи на траверзе Калязина, решили все-таки не утруждать себя ночными вахтами и повернули в сторону уже знакомого яхт-клуба.

15 июля 2010г.

Проснулись рано, несмотря на то, что всю ночь слушали развлекательную программу радиостанции яхты 'Сюрприз' - это я так оказывается, по словам боцмана, замаскировал для жен, звонивших нам ночью наше с Димкой пьяное песнопение. Уже днем он не без удовольствия нам поведал, что звонили они, чтобы, что-то услышать от нас про любовь и, что особенный резонанс у них вызвал припев, что 'экипаж - семья', который мы со старпомом им пропели несколько раз подряд и, похоже, что чуть радостнее, чем следовало бы.
До возвращения домой оставалось два дня пути и две ночевки; от Калязина до Кимр - один день хода, от Кимр до ‘Паруса’- второй день. Тогда впечатления дня, именно впечатления, а не события, которых, увы, не  было весь поход, не записал и сейчас, убей Бог, ничего не могу вспомнить. Кажется, что какой-то отрезок пути перед Белым городком, видно назло отсутствию ветра, прошли под парусами. Ветра нет, палящее солнце, встречное течение – тоже, чем не экстрим! Подход к Кимрам, поездку в магазин за съестными припасами, выход в три часа ночи к первому шлюзу – помню хорошо, в деталях,  а сам переход до старинного купеческого города – пусто! В принципе ничего удивительного, жара добила окончательно!
Даже по прошествии трех месяцев никто из нас не может  вспомнить,  когда Дима изобрел чудеснейший коктейль, названный в честь нашего корабля ‘Сюрприз’, то ли по дороге от Охотина до Углича, то ли в пути от Калязина до Кимр. Ладно, не будем напрягать память, пусть это останется маленькой тайной нашего путешествия. Но записать рецепт я считаю своим долгом, дабы он сохранился, к вящей славе предков и удовольствию потомков!
Вот он:
на объем в три литра, измеряемый обычным эмалированным чайником берется литр белого вина, качество вина, наверное, не важно, добавляется 250 граммов водки, выжимается один большой лимон, высыпаются две столовые ложки сахарного песка, и доливается питьевая вода до объема в три литра. Вкуснотища неземная! Наверное, в прошлой жизни старпом работал сомелье у Богов на Олимпе!
На этих приятных воспоминаниях, навеянных коктейлем  ‘Сюрприз’, я позволю себе завершить сие описание хождения по Волге-матушке да под мотором ‘Merkure’,впечатление о котором радикально изменилось в лучшую сторону. Мы поняли, что все проблемы плавания 2008 года были не из-за движка, а исключительно из-за китайских  коннекторов. Трофейный двухтактный мотор ‘YAMAHA’, мощностью 9 л\сил и проданный мне вместе с яхтой добросовестно пролежал весь поход под кокпитом в качестве резервного. Его расход топлива составлял три литра бензина на один час работы – это уже, по меркам современных двигателей, очень разорительно - нам никаких канистр не хватит для необходимого запаса топлива! Пишу о нём в прошедшем времени, так как, решив для себя окончательно, что не будем пользоваться им в будущем, осенью его продал в далекий город Челябинск. Продал хоть и дешево, но зато быстро, а деньги, ‘по совету друзей’, потратил на покупку хорошей закрутки для стакселя.
В сем повествование не нашлось места ни историческим справкам, ни лирическим описаниям природы – жара убила все мыслительные и все чувственные процессы в организме! Даже песня о парусах и кильватерной струе не сложилась!
Вначале была предательская мысль пойти по стопам уважаемого г-на  Мопассана  и  превратить путевые записки в острую публицистику, обличающую современную ‘жизню’ и нравы  на современных берегах величайшей реки Европы, и повесть сию наречь’ По воде’, да, что-то лениво стало. Как-нибудь другим разом!
Чехову принадлежит бессмертный афоризм – ‘краткость сестра таланта’, поэтому не пижонства ради, а токмо литературных способностей уважения для, хочу вспомнить слова Анри Бурдана из его книги 'Трагический рейс'— 'Согласен, что чтение такого журнала утомительно однообразно, но плавание, поверьте, отличалось еще более смертельным однообразием'.

НЕ КОНЕЦ.

P.S.

Вместо эпилога.

Какой же я все-таки молодец, что решился поменять ‘микро’ на ‘картер’. Это уже Корабль, а не лодочка, как обзывали в шлюзах нашего ‘Персеюшку’. Кстати, декан нашего операторского факультета Рыбин Александр Георгиевич как-то рассказал мне, что военные моряки очень ревностно относятся к применению слова ‘корабль’. Они считают, что это слово относится только к военным судам, а все гражданские суда и даже парусные корабли (!) они снисходительно называют ‘пароходы’.
Кстати, мне показалось, что сам Рыбин в душе является настоящим моряком и готов говорить о море и кораблях бесконечно долго. Ну раз уж мы заговорили о любви к морю, то хочу напомнить, что морской формой очень гордился и Владислав Микоша, да и Урусевский Сергей Павлович, насколько могу судить по фотографиям, носил тельняшку с большим удовольствием.
Что же очень рад иметь в числе своих единомышленников таких коллег!
Прекрасно понимал раньше и  осознаю сейчас все проблемы и заботы связанные с обладанием большой яхты, но отказаться от неё по доброй воле уже невозможно! Мне всегда был симпатичен немного старомодный силуэт яхты, а после похода лодка  понравилась и по обитаемости, и по своим ходовым качествам, и к концу сезона я почти перестал часто жаловаться на её слишком маленький кокпит. Значит всё – проникся и влюбился!
Очень обидно и досадно, что такой короткий в России яхтенный сезон опять прошёл бесплодно в плане приобретения парусных навыков. А загорание на палубе не стоит того, чтобы тратить на него целый отпуск продолжительностью аж 30 календарных дней. Есть масса других не менее приятных, но более полезных способов провести наш короткий отпуск.
Сейчас я вспоминаю, что наши мозги были настолько расплавлены, что за весь поход они так ни разу и не дали команду рукам вымыть палубу, хотя старая въевшаяся грязь вдоль фальшборта была замечена нами еще десятого мая, при спуске яхты на воду. Хотя нет, вспомнил, мой мозг даже несколько раз посылал  слабые импульсы – ‘может, помоем палубу?’, но мои руки и руки экипажа категорически отказывались их воспринимать. Неожиданно отреагировал на мою жалобу о жаре и Витя Зеленцов, заявив, что каким-нибудь дождливым летом в будущем мы еще не раз вспомним жару этой навигации добрым словом. Не уверен, но вообще-то все забывается быстро, поэтому может, будет и так!
‘Зеленая’ зима у нас действительно несправедливо короче белой.
А планов было громадьё! Всю зиму обстоятельно готовились к встрече с Ладогой и Онегой – крупнейшими озерами Европы. Был куплен гарминовский GPS в комплекте с эхолотом, напряг знакомых, отправлявшихся в командировку в Питер и они мне купили атласы Свири и Невы, Ксения Бритикова купила лоции этих озёр и, в запас на будущее, лоцию Белого моря, накануне отплытия купил двухместную надувную лодку для высадки на Бесов Нос. К огромному сожалению, в эту навигацию, ничего из вышеперечисленного нам так и не понадобилось. Опять уповаю только на то, что грядущее лето будет более благосклонно к нам, и мы все-таки доберемся до Онеги и ‘всласть’ находимся под парусами. Тем более хочется осуществить будущий поход, так как, пока, по непроверенной информации в 2011 году планируется проведение юбилейной сороковой Онежской регаты.
Чтобы хоть как-то противостоять капризам погоды или, наверное, уже надо говорить, климата зимой будем готовить разные варианты похода и доставки лодки на  Онежскую регату. Хотя ‘разные’ громко сказано -  есть всего три реальных варианта решения нашей проблемы:
- Первый, самый неприемлемый – гнать лодку самим;
- Второй, не очень желательный, но, увы, допустимый – отдать яхту сменному экипажу;
-Третий, идеальный – найти капитана грузовой баржи, который согласился бы за разумные деньги доставить яхту в любой порт на Онежском озере.

Еще раз P.S.

‘Синоптики посчитали, что возникновение жары подобной той, что возникла летом прошлого года, возможно не чаще одного раза в 5 тысяч лет’ .
Роман Вильфонд – сказал про это лето ‘запредельное событие, совершенно не мыслимое’. C такой  оценкой  Вильфонда согласен полностью, а вот синоптикам как-то не очень верится! Климат-то ведь взбесился!

Записано 13 января 2011года, 16часов 20 минут московского времени.